Очищение молочных зубов с момента прорезывания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необходимо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточкой, которую родители надевают себе на палец.
С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2—2,5 лет — 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобраз-ную детскую зубную пасту. Контролем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого налета.
Круговой метод Fones. Используя этот метод, вначале очищают вестибулярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, иск- лючая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают маленькими вращательными движениями оральные поверхности, горизонтальными или вращательными движениями — окклюзионные поверхности зубов. Этот метод рекомендуется и детям, и взрослым.
Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.
|
|
При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями, при этом волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзи-онной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.
Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Зубные щетки — основной инструмент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зубных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка нового дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.
Зубные щетки отличаются:
• размером головки;
• свойствами волокон;
• формой щеточного поля головки и расположением пучков;
• жесткостью;
• дизайном ручки.
Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми легко можно манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зубной щетки должен быть 18—25 мм.
|
|
Свойства волокон. Для изготовления зубных щеток преимущественно используют синтетические волокн а. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготовленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, уступает синтетическим волокнам покачеству. Его недостатками являются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определенной жесткости.
Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно различить несколько профилей головки зубной щетки — плоский, вогнутый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабочей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой — язычные. Щетки, у которых щетинки располагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.
Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки организованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое расположение позволяет лучше очистить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют различную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более короткие — в центре. Каждая группа пучков способствует более тщательному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; короткие — в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направлении, проникая в зубодесневую борозду, удаляют зубной налет из пришеечной области.
Жесткость щетки зависит от состава волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.
Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень жесткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.
Рекомендации пациентам по использованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широко применяют щетки средней степени жесткости. Как правило, детские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого волокна.
Дизайн ручки. Форма ручки зубных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, однако длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-B», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и»Squish Grip» (от 4 лет) — очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетинками и удобной нескользящей ручкой.
Приучить ребенка правильно чистить зубы можно с помощью зубных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2—3 мин) изменяется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зубные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движениях щетки издается звук, а при горизонтальных (неправильных) зубная щетка «молчит».
Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежутков, пришеечных областей зубов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстриженного в виде конуса или нескольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками используют сменные ершики разного размера.
Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас используют довольно широко. Примером может служить электрическая зубная щетка «Braun Oral-В Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, более высокие — «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с частотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и возвратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществляется массаж десен.
|
|
Для детей разработаны специальные детские электрические зубные щетки.
3. Первичная. Вторичная, третичная профилактика кариеса. Роль в повышении уровня и резервов здоровья человека. Популяционный, групповой, индивидуальный уровни профилактики.
Профилактика стоматологических заболеваний:
1) первичная — использование различных методов и средств для предупреждения возникновения стоматологических заболеваний. Начальные признаки поражения тканей при проведении профилактических мероприятий могут стабилизироваться или подвергнуться обратному развитию;
2) вторичная — применение традиционных методов лечения для остановки развившегося патологического процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонти-ческие процедуры), терапевтическое и хирургическое лечение заболеваний пародонта и других заболеваний полости рта;
3) третичная — восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замещения отсутствующих органов и тканей, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.
Профессиональная гигиена — комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта путем механического удаления с поверхностей зубов над- и поддесневых зубных отложений. Профессиональная гигиена включает в себя:
• мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболеваниями;
• обучение пациента индивидуальной гигиене полости рта;
• удаление над- и поддесневых зубных отложений;
• полировку поверхности зуба (в том числе и корня);
• устранение факторов, способствующих скоплению зубного налета.
|
|
Профессиональная гигиена полости рта как один из основных компонентов профилактики стоматологических заболеваний должна проводиться детям и подросткам строго индивидуально и через определенное время.
Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога зависит от:
• гигиенического состояния полости рта;
• интенсивности кариеса зубов;
• присутствия гингивита;
• выраженности пародонтита;
• степени прорезывания зубов.
Контролируемая чистка зубов — это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (врача-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабатывают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чистит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ(индекс гигиены). Специалист с помощью зеркала показывает пациенту, какие поверхности тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контролируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента
В рекомендациях по снижению кариесогенного потенциала питания следует подчеркивать:
• необходимость уменьшения общего потребления Сахаров;
• пользу снижения частоты потребления Сахаров;
• значение уменьшения времени пребывания Сахаров в полости рта;
• важность замены легко метаболи-зируемых Сахаров на неметаболи-зируемые (сахарозаменители).
Популяционная (коммунальная) профилактика ориентирована на коррекцию или устранение тех факторов риска развития стоматологических заболеваний, которые являются общими для всех жителей региона (страны). Основными факторами-мишенями популяционной профилактики являются:
• низкий уровень гигиены полости рта;
• дефицит фторида в питьевой воде и в продуктах питания;
• высокий уровень потребления углеводов (Сахаров) в традиционной диете, нерациональный режим питания.
Для групповых программ используют:
• организация рационального общественного питания;
• различные формы санитарного просвещения;
• обучение гигиеническому уходу за полостью рта и его систематическое осуществление;
• применение системных добавок фторида (с солью, молоком, таблетками);
• применение местных фторпрепаратов (полоскания, реже — аппликация лаков);
• неинвазивная герметизация (редко);
• миогимнастика.
В групповых программах стоматолог принимает участие как инициатор и консультант для основных исполнителей — среднего медицинского, педагогического и другого вспомогательного персонала.
4. Цели и задачи эпидемиологического стоматологического обследования, методы обследования, регистрация, оценка результатов обследования. Упрощенный индекс гигиены полости рта OHI-S (индекс Грина-Вермиллиона) как один из применяемых индексов при эпидемиологическом исследовании; методика проведения и расчет.