Государственное управление транспортной деятельностью осуществляется прежде всего, на уровне федеральных органов исполнительной власти. В структуре этих органов создано Министерство транспорта Российской Федерации
Министерству транспорта подведомственны федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор); Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация); Федеральное дорожное агентство (Росавтодор); Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор); Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Единство государственного управления транспортом предполагает:
· развитие на единых принципах государственного регулирования всех видов транспорта;
· сбалансированное распределение бюджетных ресурсов между различными видами транспорта;
· координацию развития инфраструктуры различных видов транспорта, в первую очередь - в транспортных узлах и на подходах к ним;
|
|
· координацию обеспечения средствами транспорта безопасности;
· оптимизация и развитие инфраструктуры контрольно-надзорных служб;
· согласование интересов и объединение усилий различных уровней исполнительной власти в развитии транспортной системы отдельных регионов;
· формирование на транспорте единого информационного пространства;
· согласование интересов и объединение усилий государства и бизнеса в развитии транспортной системы.
Сферами ответственности государства в управлении транспортом являются:
· совершенствование правовых основ транспортной деятельности;
· решение задач оборонного и мобилизационного характера;
· создание условий для обеспечения безопасности и антитеррористической защиты на транспорте;
· обеспечение соответствия развития опорной транспортной инфраструктуры развитию производительных сил;
· выработка и контроль выполнения стандартов безопасности транспортных процессов и воздействия транспорта на окружающую среду, в том числе - установление требований к транспортным средствам и системам;
· проведение структурных преобразований на транспорте;
· устранение и недопущение возникновения правовых и административных барьеров в процессах перевозок пассажиров и грузов, а также оказания сопутствующих им услуг;
· выработка и реализация эффективной тарифно-ценовой политики на транспорте;
· целевая поддержка пользователей или операторов в тех случаях, когда рынок не может обеспечить обслуживания;
· совершенствование системы контроля и надзора в транспортном комплексе, усиление контрольных органов, совершенствование правовых основ их функционирования.
|
|
Сферами, в которых государство стимулирует и поддерживает необходимые изменения, являются:
· реализация инвестиционных проектов, обеспечение притока инвестиций в транспортный сектор;
· развитие конкуренции на рынке транспортных услуг;
· инновации на транспорте, внедрение наиболее эффективных технологий перевозок грузов и пассажиров;
· развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг;
· повышение доступности транспортных услуг для населения с низкими доходами, инвалидов, пенсионеров, учащихся.
Важнейшей сферой ответственности государства является обеспечение безопасности функционирования транспорта.
Значительное повышение доступности и расширение использования автомобилей, речных и воздушных судов для личных потребностей и нужд домохозяйств предполагает развитие адекватных форм регулирования и контроля, направленных, прежде всего, на соблюдение требований по обеспечению безопасности и экологических требований в сфере некоммерческого использования транспортных средств.
Важнейшей задачей в этой связи является системное регулирование процесса автомобилизации страны.
В рамках разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными, региональными и местными органами управления транспортом на федеральном уровне:
· принимаются уставы и кодексы, федеральные законы, регулирующие деятельность отдельных видов транспорта;
· устанавливаются требования по обеспечению безопасности и экологичности транспортного процесса;
· принимаются принципиальные решения по развитию опорной транспортной инфраструктуры;
· решаются вопросы, связанные с международной интеграцией в области транспорта, осуществляется регулирование международных перевозок, обеспечивается реализация обязательств Российской Федерации в рамках международных соглашений;
· принимаются нормативные правовые акты, относящиеся к межрегиональным перевозкам, и осуществляется их регулирование.
· осуществляется перераспределение имущества транспорта между органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом закрепленных за ними публичных функций и полномочий.
Федеральное законодательство должно предусматривать возможность применения в регионах дифференцированных социальных, экологических и иных нормативов, связанных с транспортной деятельностью.
При этом должны учитываться такие индивидуальные особенности отдельных регионов, как общий уровень развития транспортной системы, соотношение спроса и предложения на транспортные услуги, загруженность транспортной инфраструктуры, показатели безопасности транспортного процесса, экологическая ситуация в регионе.