Применение SWOT-анализа при разработке стратегических решений

Сущность стратегического управления. Генеральной стратегической целью управления па уровне города является повышение качества жизни населения. Стратегия определяет действия, необходимые для достижения запланированных целей управления на основе выбран­ных критериев и эффективного распределения ресурсов.

Необходимость проведения стратегического управления связана с:

♦ ростом потребностей населения;

♦ насыщением рынка товарами и услугами;

♦ повышением требований населения к качеству продукции вслед­ствие роста доходов и свободы выбора;

♦ улучшением технических возможностей производства новых то­варов и услуг;

♦ ростом безработицы и увеличением численности населения с низ­ким уровнем доходов и спроса.

Стратегическое управлени е — деятельность, ориентированная на достижение целей в условиях нестабильной, конкурентной среды, включающая анализ состояния региона, стратегическое планирова­ние и реализацию выбранной стратегии.

Стратегическое управление отраслями экономики на разных уров­нях является отличительной характеристикой функционального управления регионом. Схема подсистем города приведена на рис. 4.4.

Она является основой для системного анализа города в зависимости от масштаба управления, производственного потенциала, состава населения и рыночной инфраструктуры.

Рис. 4.4. Подсистемы города

В процессе стратегического планирования деятельности муници­пального образования при разработке стратегических управленческих решений начальным и необходимым этапом является анализ и оцен­ка первичных условий, предпосылок и ограничений перспективного развития муниципального образования. Этот этап — базовая состав­ляющая стратегического муниципального планирования, и ее значение обусловлено тем, что перспективное развитие МО в значительной мере зависит от достигнутого на текущий момент качества жиз­ни населения, состояния и эффективности использования местного социально-экономического потенциала, уровня развития экономи­ки [59].

Одним из инструментов стратегического планирования, сформи­ровавшимся в рамках стратегического управления в 1980-х годах и завоевавшим популярность, является SWOT-анализ. Его появление связывают с именем американского экономиста Э. Эндерсона, пред­положившего, что возможности системы должны соответствовать воз­можностям ее окружения, а следовательно, при формировании стра­тегии необходимо рассматривать сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы внешней среды [30]. SWOT-анализ использу­ет все существующие подходы стратегического планирования: ана­лиз организационной структуры и ее окружения, процесс построе­ния стратегии, содержание стратегии.

Вначале специального термина «SWOT-анализ» не было, он поя­вился позднее в работах группы ученых-преподавателей Гарвардско­го университета, которые развили данный подход к стратегическому планированию. Он образован из первых букв слов: внутренние си­лы — Strengths; слабые стороны (слабости) — Weaknesses; возможно­сти — Opportunities; угрозы — Threats.

SWOT-анализ позволяет выявить и проанализировать сильные и слабые стороны, дать оценку возможностей развития и потенциаль­ных угроз. Он представляет собой последовательность этапов [30,66]:

♦ I этап — создание рабочей группы аналитиков и плана работы;

♦ II этап — фиксация данных о текущем состоянии муниципально­го образования;

♦ III этап — согласование представления элементов SWOT;

♦ IV этап — определение приоритетов развития и объектов рефор­мирования муниципального образования.

I этап. Создание рабочей группы аналитиков и плана работы.

Для подготовки экспертизы формируется группа специалистов. В ее задачи входит обеспечение условий для эффективной деятельности экспертов. В ходе работы группа формулирует проблему, определяет цели и задачи экспертизы, ее основные этапы; разрабатывает про­цедуру экспертизы; отбирает компетентных экспертов и формирует группы; проводит опрос и согласование оценок.

В зависимости от важности и уровня сложности целей и задач, возлагаемых па группу экспертизы, в ее состав включают до 5 чело­век — специалистов в этих областях знаний.

Экспертиза начинается с постановки проблем, а также определе­ния, какие из них являются реальными, а какие — мнимыми. С этой целью применяется публичное обсуждение. После того как проблема обсуждена и получила обоснование, проводится ее предварительный анализ. Организаторы экспертизы формулируют тезис, составляющий суть проблемы. Точно обозначенная цель является гарантией надеж­ности экспертизы.

Метод опроса выбирается в зависимости от целей и задач экспер­тизы и от состава участвующих в ней специалистов. Это может быть индивидуальный или групповой (коллективный), личный (очный) или заочный, устный или письменный опрос. Индивидуальный оп­рос создает условия для максимального использования способностей и знаний каждого специалиста. Групповой позволяет специалистам обмениваться мнениями, учесть что-либо упущенное каждым из уча­стников опроса и скорректировать свои оценки. Недостатком такого опроса является сильное влияние авторитетов на мнение основной массы участников. Таким образом, методы индивидуального опроса предъявляют высокие требования к эксперту. При групповом опросе спорные суждения могут быть уточнены при обмене мнениями или путем расчета общей оценки всей группы на основе суммирования частных оценок экспертов.

В группу аналитиков для проведения SWOT-анализа выбирают наиболее авторитетных и опытных специалистов по исследуемому направлению и членов рабочих групп по направлениям стратегиче­ского планирования [30]. План анализа должен включать список не­обходимых исходных документов и информации, временной регла­мент, цель объекта исследования, задачи, которые будут решены.

II этап. Фиксация данных о текущем состоянии муниципально­го образования. На данном этапе выявляют слабые и сильные сторо­ны, угрозы и возможности развития муниципального образования. В процессе проведения мероприятия необходимо соблюдать следу­ющие правила:

♦ четко сформулировать область SWOT-анализа. Акцентирование на конкретной проблеме обеспечивает выявление наиболее важ­ных сильных и слабых сторон, возможностей и угроз;

♦ различать и не смешивать элементы SWOT: сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы;

♦ включать в анализ только существенные элементы SWOT;

♦ основывать анализ только на достоверных фактах и результатах исследований.

Матрица первичного стратегического анализа составляется по сле­дующему алгоритму: сначала определяется внешняя и внутренняя среда, затем события в каждой из них — благоприятные и неблаго­приятные [30]:

♦ внешняя — внутренняя;

♦ сила — слабость;

♦ возможности — угрозы.

Рис. 4.5. Матрица первичного SWOT-анализа муниципального образования

Фиксацию данных о текущем состоянии муниципального образо­вания в матрице SWOT необходимо выполнять особенно тщательно. На результат может повлиять даже последовательность заполнения клеток матрицы. Не стоит недооценивать субъективность мнений участников при обсуждении той или иной ситуации.

Этап III. Согласование представления элементов SWOT. На дан­ном этапе устанавливают, насколько сильны сильные стороны и сла­бы слабые, исходя из состояния внутренней среды; насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внешней среды. Прово­дят сравнение количественных оценок сильных сторон между собой и с количественными оценками слабых сторон, аналогично оценки угроз сравнивают между собой и с оценками возможностей.

Этап IV. Определение приоритетов развития и объектов рефор­мирования муниципального образования. Оценка сильных и сла­бых сторон, возможностей и угроз позволяет устанавливать приори­теты и на их основе распределять ресурсы между различными про­блемами и стратегическими целями. Анализ внешней среды МО включает следующие стадии:

♦ анализ и оценка факторов внешней среды;

♦ анализ перспектив развития МО;

♦ сравнение перспектив развития.

В процессе стратегического анализа следует выявить перспективы развития факторов внешней среды и выбрать из них те, которые спо­собны повлиять на развитие муниципального образования (табл. 4.1).

Таблица 4.1 Оценка содержания факторов внешней среды муниципального образования

Матрица SWOT-анализа уровня развития МО приведена в табл. 4.2. Для численной оценки факторов внешней среды используются раз­личные методы, достаточно часто применяется балловый. При его использовании определяют степень согласованности мнений экспер­тов по каждому оцениваемому сочетанию факторов. Полученные ре­зультаты позволяют провести количественную оценку сильных и сла­бых сторон, угроз и возможностей внешней среды МО.

Таблица 4.2 Матрица SWOT-анализа уровня развития МО

Экспертная оценка может быть проведена при участии работни­ков администрации МО. Вначале вычисляют среднюю оценку по ка­ждому набору факторов, далее рассчитывают степень согласования мнений экспертов. В результате сумма полученных оценок определя­ет общую значимость сильных и слабых сторон, возможностей и уг­роз внешней среды. Итогом SWOT-анализа является четко обозна­ченные приоритеты развития и объекты реформирования муници­пального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: