Слово «бюджет» (англ. public budget) заимствовано из Англии, где канцлер казначейства приносил ежедневно в парламент мешок с деньгами и произносил речь, которая и называлась «бюджет», то есть «кожаный мешок». С помощью бюджета осуществляется главная задача — сопоставление фактических потребностей государства и средств для их удовлетворения. Бюджет необходим государству для реализации его политических, экономических и социальных функций.
Необходимость существования и функционирования бюджета определяется следующими факторами:
■ национальный бюджет служит средством распределения фондов и бюджетных полномочий, он позволяет планировать реализацию основных регулярных функций государства;
■ национальный бюджет является инструментом экономической политики, т.е., по словам Дж.М. Кейнса, «способствует росту экономической эффективности»;
■ региональные (местные) бюджеты аналогичным образом воздействуют на местную экономику;
■ национальный бюджет является средством реализации социальных задач государства.
|
|
Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. Это основной инструмент государственного регулирования экономики, который играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться:
■ содействие развитию приоритетных отраслей экономики (например, приоритетные национальные проекты); поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют при этом высокую социальную значимость (например, легкая промышленность), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности;
■ выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны;
■ преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан.
В статье 6 Бюджетного кодекса дается следующее определение бюджета: «Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». В данном определении выделяются следующие признаки:
1. Бюджет — это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расх одов.
2. Бюджет — это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.
3. Бюджет — это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются остальные финансовые планы.
|
|
Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние — это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения, системы заимствования или осуществления бюджетных расходов. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и приоритетно учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Бюджетное законодательство и бюджетная практика различают бюджет государства и государственный бюджет. На основании Конституции РФ начиная с 1994 г. государственный бюджет носит название «федеральный бюджет». В России существует 2 уровня государственного бюджета:
1. федеральный;
2. региональный.
Местный бюджет представлен 2-мя уровнями муниципальных бюджетов:
1. бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
2. бюджеты городских и сельских поселений.
В рамках этого разделения за двумя уровнями местного бюджета закреплены соответствующие бюджетные полномочия (ст. 9 БК РФ) и определены направления расходных обязательств местных бюджетов (ст. 15 БК РФ).
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюд-жетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Как экономическая категория бюджет рассматривается в материальном и общественном аспектах. По экономическому содержанию бюджет государства — часть созданного валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет. По функциям бюджета существуют различные мнения ученых:
По мнению М. Белоножко бюджет выполняет 4 функции:
- формирования;
- использования;
- регулирования;
- контроля.
Функцию формирования выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий), доходы от эмиссии бумажных денег. Основной источник бюджетных доходов — полученные в результате первичного распределения чистого национального продукта доходы хозяйствующих субъектов, а именно: заработная плата работников; доход лиц, работающих по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента; процент (прибыль банков и вкладчи- ков).
Функция использования (распределения) принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают всю экономику.
Функция регулирования заключается в стимулировании и/или сдерживании социально-экономического развития как страны в целом, так и отдельных территорий, хозяйственных комплексов, хозяйствующих субъектов посредством бюджетного механизма.
Бюджетный механизм — составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:
|
|
· мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и мест- ные бюджеты;
· расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;
· межбюджетное распределение и перераспределение финансовых ресурсов.
Контрольная функция позволяет выявить финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей экономики, территориальных образований (субъектов РФ, муниципальных образований), хотя далеко не все их финансовые ресурсы проходят через бюджет.