Объективные признаки административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение.

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее важными, значимыми для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам общества, государства и его граждан.

В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д. Так, санкция ст. 9.19. КоАП, устанавливая административную ответственность за нарушение законодательства о труде, защищает от противоправных посягательств общественные отношения, урегулированные трудовым правом. Нормами гражданского права регулируются отношения собственности, являющиеся объектом административного правонарушения, предусмотренного ст.10.1.–10.4. КоАП. Значительная часть общественных отношений, выступающих в качестве объектов административных проступков, регулируется нормами административного права (главы 17, 18...).

В ряде случаев при конструировании составов административных правонарушений законодатель называет предмет правонарушения или его отдельные характеристики, что имеет значение для квалификации административных проступков. Так, в качестве предмета правонарушения, предусмотренного ст.17.10 КоАП («Пропаганда и (или) публичное демонстрирование, изготовление и (или) распространение нацистской символики или атрибутики»), названы флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии. Следовательно, распространение иных материалов или предметов не образует состава рассматриваемого правонарушения.

Определяющее значение для квалификации административных правонарушений в ряде случаев имеют указанные в правовой норме признаки предмета: его качества, свойства, размер, стоимость и др. Так, в ст.10.5 КоАП (мелкое хищение) называется максимальная стоимость имущества (10 базовых величин для юридического лица, 2 базовых величины для физического лица), хищение которого может быть признано мелким. Часть 1 статьи 12.27 КоАП, называя в качестве предмета правонарушения табачные изделия, указывает, что административным проступком признается их ввоз в Республику Беларусь, перевозка по ее территории, хранение на ней (не для коммерческих целей) физическими лицами более двухсот граммов табака или иных табачных изделий на одного человека, достигшего восемнадцатилетнего возраста, не маркированных в установленном порядке акцизными и (или) специальными марками Республики Беларусь, а также более тысячи сигарет либо более тысячи граммов табака или иных табачных изделий без документов, подтверждающих легальность их приобретения. Соответственно такие действия, совершенные юридическими лицами или в коммерческих целях, образуют состав другого правонарушения.

Предмет правонарушения в ряде случаев имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и преступлений. Так, если предметом мелкого хищения государственного имущества явились наркотические средства или огнестрельное оружие, то оно не может быть квалифицировано по ст.10.5 КоАП, так как уголовное законодательство оценивает хищения таких предметов, как преступления.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения.

Любой административный проступок – акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушениями мысли и внутренние переживания, психическое состояние человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей.

В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимости использование на холостом ходу электродвигателей, электропечей и т.д.). Совершение нескольких таких действий является обязательным признаком соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от ее исполнения, то юридически лицо признается бездействующим. Например, не выполняя законного требования работника милиции – пройти освидетельствование на определение состояния опьянения, водитель транспортного средства убегает от него. Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение, предусмотренное ст.18.16 КоАП.

Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому правовому предписанию. Так, родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответственные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения. Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.18.25 КоАП.

Помимо названных, в административном праве встречаются еще так называемые длящиеся правонарушения. Это правонарушения, которые начинаются с какого-то одного действия или бездействия, и осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности, либо связаны с пребыванием лица в противоправном состоянии (проживание без прописки, нарушение санитарных, противопожарных правил). В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий, объективная сторона признается выполненной при совершении третьего тождественного действия. Если после наложения административного взыскания лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое длящееся правонарушение.

Факультативными признаками объективной стороны состава административного проступка являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: