Основные показатели грузовых перевозок

- объем перевозок (количество перевезенных тонн грузов);

- грузооборот (нетто и брутто, тарифный и эксплуатационный);

- количество отправок (маршрутные, мелкие, повагонные, контейнерные);

- густота перевозок (грузонапряженность);

- средняя дальность перевозок грузов;

- неравномерность перевозок.

Объем перевозок - характеризует продукцию железнодорожного транспорта т.е. количество тонн грузов, перевезенных за определенный промежуток времени. Измеряется объем перевозок, как правило, на момент отправления.

Общий объем перевозок по сети дорог - складывается из отправления грузов всеми семнадцатью дорогами, приема грузов с заграничных дорог и с других видов транспорта:

å

По дороге, которая работает не только с тем грузом, который сама грузит, но и принятым ею от соседних дорог, объем перевозок грузов определяется как сумма отправления по всем станциям дороги и приема грузов с соседних дорог и других видов транспорта

Далее объем перевозок по дорогам и отделениям распределяется на прибытие груза в пределах данного подразделения и сдачу на другие подразделения или иной вид транспорта:

Затем общий объем перевозок по дороге распределяется по видам сообщений:

 
 

 

Распределение перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета доходов и расходов дороги, так как каждая дорога выполняет различное количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях. Только при перевозке в местном сообщении выполняется весь цикл перевозочных операций, тогда как при вывозе дорога не производит конечной операции, при ввозе - начальной, а при транзите - ни начальной, ни конечной.

К местному сообщению относятся перевозки в пределах одной и той же дороги, а к прямому сообщению - перевозки на участках двух и более дорог.

В прямом сообщении выделяют:

• вывоз, т.е. отправление грузов со станций данной дороги на другие дороги сети;

• ввоз, т.е. прибытие грузов со станций других дорог сети на данную дорогу;

• транзит, т.е. перевозка грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

Таким образом, объем перевозок по видам сообщений равен:

Прием можно рассматривать как сумму ввоза и транзита:

а сдачу - как сумму вывоза и транзита:

Отправление, в свою очередь равно сумме вывоза и местного сообщения:

а прибытие - сумме ввоза и местного сообщения:

Вывод: показатели грузовых перевозок на дороге и отделении дороги образуют единую систему и могут быть взаимопроверены. Показатели объема перевозок на уровне всей компании ОАО "РЖД" и на уровне ее филиалов – железных дорог

 
 

 

Грузооборотом на транспорте называется работа по перемещению груза, определяемая по законам физики как произведение массы перемещенного груза на расстояние перевозки. Измеряется грузооборот в условно-натуральных единицах - тонно-километрах.

Грузооборот нетто - это полезная работа транспорта, учитывающая перемещение только груза.

Грузооборот брутто учитывает перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.

Тарифный грузооборот рассчитывается по так называемым “тарифным” расстояниям в таких перевозочных документах как накладная и дорожная ведомость с учетом фактически выполненных междудорожных переходных пунктов:

где P i - количество тонн i -го вида груза,

l i- расстояние перевозки i -го вида груза, км.

Эксплуатационный грузооборот определяется по фактическому пробегу груза из такого документа как маршрут машиниста:

,

где Гj - густота грузовых перевозок на j -м участке, тонн,

Lj - протяженность j -го участка, км*.

На объем перевозок и грузооборот влияют:

- объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- размещение производительных сил на территории страны;

- степень специализации производства;

- организация сбыта продукции и др.

Связь между объемом производства в экономике страны и показателями грузовых перевозок отражают коэффициент перевозимости и коэффициент транспортоемкости продукции.

Коэффициент перевозимости - отношение объема перевозок i -го груза к объему его производства в целом:

где? Рi - объем перевозок i -го груза, т,

? Qi - объем производства i -го груза, т.

Коэффициент перевозимости, рассчитанный по одному виду транспорта, обычно меньше единицы, поскольку не все, что было произведено, поступит в перевозку. Так для железнодорожного транспорта коэффициент перевозимости чугуна равен 0,1-0,14, а нефти - 0,3- 0,4. С другой стороны, если груз специфичен и перевозится несколько раз, коэффициент будет больше единицы, например для рельсов он равен 2,3 - 2,5. Если же определять этот коэффициент по всем видам транспорта страны, он значительно превысит единицу, поскольку характерной для российской экономики является перевозка одного и того же груза различными видами транспорта.

Коэффициент транспортоемкости продукции в свою очередь выражает отношение грузооборота того же i -го груза к объему его производства в целом:

,

где? Рli - грузооборот i -го груза, т-км.

Данные коэффициенты рассчитываются как для отдельных родов грузов, так и по самостоятельным видам транспорта. Чем выше значение коэффициентов, тем больший объем перевозок и на более далекое расстояние приходится осуществлять транспорту.

Густота грузовых перевозок - количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени, например, год.

Этот показатель характеризует интенсивность грузового потока отдельных участков и подразделений железных дорог.

Средней грузонапряженностью называется расчетная средневзвешенная величина густоты перевозок для участка (линии).

На железнодорожном участке грузонапряженность грузовых перевозок определяется как сумма перевозок по направлениям “туда” и “обратно”, т-км/км:

ГАБ = Габ + Гба

Средняя грузонапряженность грузовых перевозок по направлению, дороге или сети железных дорог в целом определяется как частное от деления грузооборота (Σ Pl н) на соответствующую эксплуатационную длину (L э):

Количество отправок - сецифический показатель железнодорожного транспорта.

Отправкой называется партия груза, оформленная одним перевозочным документом (дорожной ведомостью).

Одной отправкой может быть целый состав, следующий от одного отправителя к одному получателю (маршрутная отправка), а может быть и ящик с домашними вещами (мелкая отправка). Кроме названных различают повагонные и контейнерные отправки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: