В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Законы Ману — составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник — более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы — это руководствок религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний. Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока).
Часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества. Законы Ману - это памятник сакрального права. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы.
Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые). Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др.
Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. В семейных отношениях (гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.
Основные принципы Законов Ману:
- Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей);
- Почитание женщин (там боги удовлетворены);
- «Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»;
- должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи;
- «Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»;
- «для царя Владыка некогда создал своего собственного сына — Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»;
- наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным;
- царь должен быть защитником варн;
- назначать 7-8 министров.
Предки которых были царскими слугами:
- ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах;
- казна и управление государством вверяется царю;
- должен назначить десятского для 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.;
- в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников);
- должен взимать ежегодные умеренные подати;
Судебная система:
- царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.);
- «Закон губит, когда его нарушают;
- закон охраняет, когда его соблюдают;
- поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не покарал нас»;
- «Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему»;
- Показания дают равные равным;
- за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными;
- Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием;
- Все, совершенные по принуждению действия, считаются недействительными;
- «Убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления»;
- «Женщина никогда не пригодна для независимости» (принадлежит отцу, потом мужу). Жена, сын и раб — не имеют собственности, она считается собственностью их господ;
- «7 законных способов приобретения собственности: наследование; получение в дар; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей»;
- «Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество — 10 способов существования, дозволенных людям в бедственном положении».
Законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. 1. Обширное введение. 2. Статьи законов (282), заключение. В основе сборника – старое обычное право, шумерские судебники, новое законодательство.
Право собственности.
Существовали виды собственности: земли царские, храмовые, общинные, частные. Бурное развитие частной собственности. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие – сами обрабатывали свою землю. Это привело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству.
Обязательства.
Ряд статей посвящен регулированию аренды земли. Плата за арендованное поле = 1/3 урожая. Срок аренды не более 2-х лет. Имущественный найм помещений, дом. животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. Был широко распространен договор личного найма. Кроме с/х рабочих нанимали врачей, ветеринаров, строителей. Законы определяли порядок оплаты труда этих лиц, а также ответственность за результаты труда. Договор займа – максимальный срок отработки долга, ограничение процентов, ответственность кредитора. Договор купли – продажи: продажа наиболее ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях. Продавцом мог быть только собственник вещи.
Брачно-семейные отношения.
Брак был действительным только при наличии письменного договора, который заключался между будущим мужем и отцом невесты. Главенство мужа. Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Жена могла иметь свое имущество, сохраняла право на приданое, право на развод, могла наследовать имущество после смерти мужа.
Уголовное право и процесс.
Три вида преступлений: против личности, имущественные и против семьи. Против личности: выделяют неосторожное убийство (смерть больного, действия строителя), наказание – принцип талиона – виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. Имущественные – кража скота и рабов, грабеж; наказание – смертная казнь, членовредительство, огромный штраф. Против семьи – прелюбодеяние, кровосмешение.
Основной вид наказаний – смертная казнь через сожжение,утопление, посажение на кол, членовредительство, штрафы, изгнание.
Процесс – заявление потерпевшей стороны - доказательство (свидетельские показания, клятвы) - решение судьи.
Право Древнего Китая
1. Право собственности: Главными объектами права собственности в Древнем Китае были земля и рабы. Земля: в период Инь - собственность императора (вана), приближенные имеют лишь право пользования полученными в дар землями; во времена Чжоу - превращение землевладений в частную собственность; период Цинь - с середины I в. до н. э. в ряде царств совершаются торговые сделки с землей, интенсивно развивается частнособственническое землевладение за счет перераспределения земельного фонда и перехода его в руки новой знати. Рабы: в период Инь считаются государственной собственностью. Хотя рабы и находились во владении частных лиц, купли-продажи еще не существовало; во времена Чжоу стал возможен обмен и покупка рабов. В V - III вв. до н. э. существовали две категории рабов: государственные и частные; период Цинь - широкая и свободная торговля рабами.
2. Обязательства:
Древнекитайское право регламентировало различные виды договоров, в том числе:
- договор мены;
- договор купли-продажи;
- договор дарения;
- договор займа;
- договор аренды земли;
- договор личного найма.
Договор мены появился одним из первых. Договор купли-продажи предписывалось заключать в письменной форме с обязательной уплатой пошлины. Широкое распространение получил договор дарения: земли, рабов, колесниц, оружия и другого имущества. Договор займа, появившийся в период Чжаньго, оформлялся долговой распиской. Ему сопутствовали отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Появилось ростовщичество, долговое рабство. В V - III вв. до и. э. часто заключался договор аренды земли.
3. Брачно-семейные отношения. В Древнем Китае брак заключали родители. Муж и отец имел в семье абсолютную власть. Семья была большая, патриархальная, с культом предков, с многоженством. Замужняя женщина полностью зависела от власти мужа, не могла иметь личного имущества. Право наследовать она имела, но это право было ограниченным.
4. Уголовное право:
Среди видов преступлений, известных в Древнем Китае, можно выделить:
- государственные - мятеж, заговор;
- религиозные - шаманство, выбрасывание золы на улицу;
- против личности - убийство, нанесение телесных повреждений;
- против собственности - кража, грабеж, убой чужого скота;
- воинские - неявка к установленному сроку на место сбора, трусость и др.
Вообще же перечень их огромен - в эпоху Чжоу насчитывалось более 3000 различных преступлений. Обычай кровной мести, возникший и развившийся в догосударствен-ном Китае, с появлением государственной власти был вытеснен системой телесных наказаний и широкого применения смертной казни. Основной целью наказания во времена Цинь окончательно становится устрашение.
К видам наказаний относились:
- смертная казнь в самых разнообразных видах (поджаривание на огне, разрубание на мелкие части, обезглавливание, закапывание живым в землю);
- членовредительские наказания (отрезание носа, ушей, отрубание руки, ноги, выкалывание глаз, кастрация для мужчин);
- штрафы, позволявшие откупиться от наказания;
- тюремное заключение.
Предусматривались также клеймо тушью на лице, превращение женщин в рабынь-затворниц, битье палками, удары плетью и др.
5. Высшей судебной инстанцией являлся император, который мог непосредственно разбирать судебные дела. Судебные функции на местах исполняли представители местной администрации. Государственный аппарат располагал многочисленными чиновниками, в числе которых были разыскивавшие преступников, ведущие борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, судебные исполнители (лица, приводившие в исполнение судебные решения). Судебный процесс в периоды Инь и Западного Чжоу носил обвинительно-состязательный характер. Позднее этот вид процесса был вытеснен розыскным, первоначально применявшимся лишь в случаях совершения преступлений рабами.