Революция 1848 г. и Конституция Пруссии 1850 г

Революционные события 1848 г. привели тем не менее к значительным переменам в конституционном строе многих германских гос-в. Более чем в 10 германских монархиях были установлены конституционные законы с гарантир-ыми правами народных представительств, в неск-х прежних конституции обновлены в сторону их либерализации. Одним из важных итогов было установл-е конституционной монархии в Пруссии.

В разгар революционных волнений марта 1848 г. прусский король гарантировал созыв нового ландтага, которому будет поручено выработать своего рода учредительные законы. Созванный 2 апреля ландтаг утвердил неск-ко основополагающих актов. Важнейшим был избирательный закон 8 апреля 1848 г. Согласно ему вводилось всеобщее мужское избирательное право (активное – с 24 лет, пассивное – с 30 лет). Будущее представительное собрание помимо выработки конституции получало право рассмотрения государственных налогов. Ландтаг признал гражданское равноправие, свободы союзов и собраний.

Учредительное собрание открылось 22 мая 1848 г. Первыми решениями о провозглашении революции в стране оно встало в оппозицию королю. Поэтому выработка конституции была обставлена затруднениями. Проект был разработан комитетом из 24 депутатов под председательством Б. Ф. Вальдека. Обсуждение конституции началось в конце июля 1848 г. и проходило в обстановке нарастания правительственного противодействия.

Осенью, после разгрома венского восстания, подавления франкфуртского мятежа, прусское правительство инициировало перевод Собрания в небольшой город Бранденбург; левые депутаты были поставлены перед лицом военного давления.

5 декабря 1848 г. Собрание было распущено, и одновременно король от своего имени октроировал конституцию, в гл-м основанную на проекте депутатского корпуса. Текст конституции должен был быть пересмотрен и утвержден в новом собрании представительного органа.

Конституция 5 декабря 1848 г. оказалась недолговечной. Конец революции и перемены правительственного курса в Пруссии привели к значительным ее изменениям. В итоге 31 января 1850 г. Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституционную хартию, ктр стала действующим осн-ым законом Прусского королевства.

Хартия 1850 года установила в Пруссии строй конституционной монархии с выборным народным представительством. Однако главенствующей гос-ной силой была признана традиционная монархия.

Король был не только главой гос-ва. Ему принадлежали значительные законодат-ые, адм-тивные и судебные полномочия, опиравшиеся в том числе на исключ-ные прерогативы короны. Король сохранил за собой ничем не огранич-е право объявления войны, заключения мира и договоров с иностр-ыми гос-вами. Только торговые договоры должны были получать одобрение народного представительства. Ему принадлежало командование и управление армией и флотом, вкл назначение на все должности. В сфере зак-льства король обладал правом законод-ной инициативы и, гл-е, правом абсолютн вето на реш-я парламента.

Важнейшим постановлением конституции было сохранение правительственной власти за монархическими институтами: «Исполнительная власть принадлежит одному королю; он назначает и отзывает министров; он предписывает обнародование законов и издает распоряжения, необх-мые для их исп-ния». Отв-ность министров означ только обязанность контрасигнатуры ими указов короля.

Правит-ство сохранило право «в случаях, когда того требует сохранение обществ-ной безопасности и... палаты не заседают» издавать законы, не противоречащие конституции. Судебная власть отправлялась от имени короля, и судьи также назнач-сь королем – формально пожизненно, но предусм-лись значит-ые возможности их отстранения и «временного удаления».

Представит-ный орган (ландтаг) получал право законод-ной инициативы и принятия законов (ктр затем утвержд королем). Ландтаг состоял из двух палат. Палата господ персонально назнач монархом по традиц-ным сословным привилегиям и причастности к гос-ной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избират-ное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осущ-лось по куриальной системе. Система основ-лась на двухстепенном порядке голосования и неравенстве распред-я голосов выборщиков, ктр, собственно, и избирали депутатов. Для избрания выборщиков избиратели «первой степени» делились на три разряда, соответственно сумме уплачиваемых налогов.

Каждый разряд избирал свою треть выборщиков (хотя бы полагающуюся для разряда треть налогов общины уплачивал всего один человек). Это создавало огромную диспропорцию м/ду голосами обычных избирателей и богатых собственников. В принципе приемлемое для орг-ции местного самоуправления правило было перенесено на политич-ий орган представительства, что деформировало его соц-ный состав и политич-ие устремления.

Созывались и распускались палаты королем. Ему же депутаты приносили присягу на верность.

Конституция формально ликвидировала старый сословный строй, провозгласив равенство перед законом и отмену привилегий. Особым разделом конституции были гарантированы свободы личности и религии, неприкосновенность жилища, неприкосновенность собственности и ее неотчуждаемость. Граждане подлежали только обычному суду, наказания могли налагаться только на основании закона; упразднялся институт гражданской смерти, а также конфискация имущества. Наука и обучение ей провозглашались свободными. Декларировались свободы мнений, печати, невооруженных собраний, организации обществ и подачи петиций. Устанавливалась всеобщая воинская обязанность.

Конституция, однако, предусмотрела возможность приостановления действия постановлений о гражд-ких правах и свободах в случае войны или угроз обществ-ому порядку. Это подзаконное понимание гражданских прав стало в дальнейшем одной из особенностей германского конституционализма.

Сложившаяся в германских гос-вах за первую половину XIX в. конституционная монархия сформировала свой особый тип конституционализма с сильной правительственной властью монарха и подчиненным положением народного представительства. Этот тип конституционной монархии формировался не столько вследствие революций, сколько как компромисс и реакция на нее. Несмотря на свои германские корни, такая форма конституционной монархии получила большое распространение в Европе в XIX в. и затем в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: