В процессе работы двигателя происходит угар масла. Угар определяют так: заливают определённое количество масла, автомобиль проходит какой-то путь, сливают масло и определяют разницу. Это и есть угар. Угар масла происходит в основном из-за его сгорания в цилиндре двигателя (90 %), испарения легких фракций, утечек и выброса через систему вентиляции. Угар зависит от состояния цилиндропоршневой группы (износа цилиндра, колец, втулки и стержня клапанов), вязкости масла.
Расход масла на угар определяют по формуле
Gm = k × Gt, (11.1)
где Gt – расход топлива;
k – нормативный коэффициент.
Для современных автомобилей k = 0,001 … 0,003.
Для автомобиля «Жигули» k = 0,008, а фактически k = 0,003 … 0,005.
Обычно смену масла производят через 10000 км, а для более качественных масел – через 20000 км; для синтетических – через 15000 км пробега. Выбраковку масла желательно производить по анализу его фактического состояния. На его состояние влияют вязкость, наличие воды, температура вспышки, кислотное число, наличие механических примесей.
|
|
В табл. 11.1 даны предельные значения для выбраковки масла.
Таблица 11.1
Критерий выбраковки моторных масел
Показатель | Бензиновый двигатель | Дизель |
Изменение вязкости, в % | ||
рост | ||
нижение | ||
Снижение температуры вспышки, не более оС | ||
Содержание воды, не более, % | <0,1 | <0,1 |
Кислотное число, мг кон на 100см3, не более | Изменение 50 % | Изменение 50 % |
Щелочное число, мг КОН/г | Уменьшение до 50 % | Уменьшение до 50 % |
Кислотным числом называют количество в мг КОН, необходимого для нейтрализации кислот, содержащися в 100 см3 масла. Кислотные и
сернистые соединения разрушают цветные металлы (вкладыши).
Признаки старения масла
В процессе работы моторного масла в двигателе внутреннего сгорания его свойства ухудшаются по следующим причинам:
1. «Срабатываются» присадки, например, моющие способствуют потемнению масла, загущающие присадки разрываются на более мелкие молекулы, что приводит к уменьшению вязкости масла.
2. Масло окисляется, молекулы масла соединяются с кислородом О2 воздуха, темнеют с образованием смолистых веществ.
3. Загрязняется механическими примесями и продуктами сгорания.
4. Происходит обводнение, способствуя коррозии.
Норма расхода моторных и трансмиссионных масел устанавливается на 100 л общего расхода топлива. Расход масел снижается на 50 % для новых автомобилей (до трех лет эксплуатации). Норма расхода увеличивается на 20 %, если автомобиль эксплуатировался более 8 лет. В табл. 11.2 приведены нормы ТСМ для некоторых автомобилей.
Таблица 11.2