Тема 8 формы защиты прав налогоплательщиков

Формы защиты прав налогоплательщиков подразделяются:

· неюрисдикционные формы защиты прав налогоплательщиков

· юрисдикционные формы защиты: административная и судебная

Неюрисдикционные формы защиты носят принудительный характер и направлены на разрешение налогового спора усилиями спорящих сторон. Перечень этих форм является закрытым и включает: а) совместная сверка налоговых платежей (ст.78, ст.45 НК); б) письменные возражения на акт проверки (ст.100 п.6); в) предложение налогоплательщику о добровольной уплате штрафа (ст.104 п.1).

Юрисдикционные формы (административные, судебные).

Обжалованию по подведомственности и подсудности подлежат: а) нормативные акты о налогах и сборах; б) решения (ненормативные акты) налоговых органов, в) действия, бездействие должностных лиц налоговых органов..

Решения (ненормативные акты) налоговых органов – это письменный документ, подписанные руководителем налогового органа или его заместителем, касается конкретного налогоплательщика и порождает для него правовые последствия.

Действие должностных лиц налоговых органов – акт поведения должностного лица, который не сопровождается письменными документами.

Бездействие должностного лица налогового органа – пассивное поведение, состоящее в неисполнении возложенных на должностное лицо обязанностей.

Юрисдикционный порядок обжалования:

1) Нормативные акты обжалуются исключительно в судебном порядке

2) Решения (ненормативные акты) налоговых органов, действие, бездействие должностных лиц обжалуются, по общему правилу, по выбору лица в административном или судебном порядке (ст.137 НК РФ);

3) Решение о привлечении к налоговой ответственности или отказе о привлечении к налоговой ответственности обжалуется вначале в досудебном административном порядке, затем в судебном.

Обжалование в административном порядке включает две стадии:

1. Подача жалобы

А) Письменная форма жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа, налогоплательщик вправе приложить обосновывающие жалобу документы;

Б) Сроки подачи жалобы: 1) общий срок – 3 месяца, со дня когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав; 2) 10-дневный срок апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового орган; 3) 1 год – срок обжалования вступившего в силу решения о привлечении (отказе) к налоговой ответственности.

В) Право лица, подавшего жалобу отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Г) Право налогоплательщика просить о приостановлении обжалуемого акта.

2. Рассмотрение жалобы и принятие решения.

А) Решение принимается в течение 1 месяца со дня ее получения, этот срок может быть продлен для получения необходимых документов и информации еще на 15 дней.

Б) По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить акт налогового органа;

3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;

4) изменить решение или вынести новое решение.

По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:

1) оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.

Отсутствует запрет «поворота к худшему».

В) О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: