• Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому.
• Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию.
• В стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.
• Это касается вопросов внешности
• Отношений с ровесниками, может быть - учебы.
• Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.
• Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками.
3. Формирование "Я-концепции" - система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я". Подросток открывает для себя внутренний мир, возникает стремление познать себя, помогают в этом друзья, ведение дневников.
У подростков формируются следующие образы «Я»:
– физическое «Я»,
– реальное «Я»,
|
|
– идеальное «Я».
Если представления о себе расходятся – у него возникает агрессивность, неуверенность в себе, обидчивость и т.д. Подростки не только мечтают какими они будут, но и пытаются развить желательные качества.
Направленность личности подростка:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Мотивация к учебной деятельности: В подростковый период отмечается дифференцированное отношение к учебе: с одной стороны снижается мотивация учения, что объясняется увеличением интереса к окружающему миру, а также увлеченностью общением со сверстниками. С другой стороны, формируются зрелые формы учебной мотивации.
6..................................................................................................................................................................
Для эмоциональной сферы подростков характерно:
.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................... Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.
|
|
Учителю ФК необходимо организовывать занятия на позитивном эмоциональном фоне, доставляя подростку удовольствие.
Волевая сфера подростка. В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков – идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11–12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.
В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем – качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11–12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12–13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.
Свойственно этому возрасту половое созревание существенно изменяет подвижность нервных процессов. Это приводит к противоречивости волевой сферы: снижается дисциплинированность, выдержка, самообладание, усиливается упрямство, возрастает смелость, снижается. Систематические выполнения упражнений требующих волевых усилий способствуют развитию волевых качеств.
Вывод: подростковый возраст – трудный период психологического взросления ребенка. Как сказал Л.С. Выготский, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного неподвижного».
Центральные образования подросткового возраста это чувство взрослости, формирование «Я» концепции.
Период | Годы | Ведущая деятельность | Центральное новообразование | Социальная ситуация развития | Кризис |