Культурно исторические предпосылки возникновения и основные этапы становления науки

Протогенез – этап развития, предшествует возникновению того или иного процесса (преднаука). Протогенез связан с формированием преднауки, представляет собой достаточно длительный этап перехода к научному познанию. Преднаука вплетена в современную жизнь, не выходит за рамки обыденного познания, является ответом на запрос практики. Особенности преднауки: 1) преднаучное знание ориентировано на потребности общества; 2) при изучении окружающей действительности пользовались эмпирическими образами, а не теоретическими моделями; 3) не использовались логические доказательства для получения знания. Этапы развития науки: 1 этап - древняя Греция - возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями - абстракциями. Из всех понятий выводились аксиомы и, опираясь на них с помощью логического обоснования, выводили новые понятия. 2 этап - Средневековая европейская наука - наука превратилась в служанку богословия. Научное знание ориентируется на теологизм; ориентировано на специфическое обслуживание интересов ограниченного числа; возникают научные школы, провозглашается приоритет эмпирического познания в исследовании окружающей действительности. 3 этап - Новоевропейская классическая наука (15-16 вв.). Культура постепенно освобождается от господства церкви; интенсивное развитие экономики; лавиноообразный интерес к научному знанию. Научная мысль начинает фокусироваться на получение объективно истинного знания с уклоном в практическую полезность; начинают преобладать экспериментальные знания; наука формируется как социальный институт; начинают выделяться технические и социально-гуманитарные науки. 4 этап - 20 в. - набирает силу неклассическая наука. 5 этап - постнеклассическая наука - современный этап развития научного познания. Родиной науки является Западная культура. В историческом аспекте наука связана только с западной цивилизацией. Началом зарождения науки является 17 в.. В основе развития современной Цивилизации лежит наука и все связанные с ней процессы. Родоначальник философии - Бэкон. В 70-х гг. 19 в. Дьюринг ввел термин «философия науки», пред- и протонауки. Зарождающаяся наука - преднаука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Протонаука зародилась в Древнем Египте и Древней Месопотамии, примерно 3 тыс. лет до н. э., возникла письменность, и, по-видимому, примерно тогда же человечество овладело первыми знаниями, составившими начало протонауки. Значительное развитие первые протонауки, протоматематика и протоастрономия получили вскоре после 2000 г. до н. э., и к середине 2-ого тысячелетия до н. э. они уже определённо сложились. Протонаука представляет собой первичные формы осмысления реальности, возникающие в процессе становления конкретно-исторического типа научного знания при отсутствии необходимого эмпирического материала и неразработанности методов исследования и нормативов построения теории. Подлинная «колыбель» науки - античная Греция (6-4 в. до н.э.). Особенности: 1) Стержень аксеологического (оценочного) сознания греков, живущих в условиях демократии, составило понятие не происхождения, как на Востоке, а личного достоинства человека. 2) Секуляризация (обретение светского характера, утрата религиозности). Общественная жизнь и ее высвобождение из под власти религиозных и мистических представлений. 3) Повышение роли риторики. 4) Правовое равенство граждан сформировало определенный тип отношений к законам, истине, а именно антидогматизм, антиавториторность, рационализм, обоснованность. Следствие: формирование созерцательности, абстрактно-умозрительного, художественного отношения к действительности. Деление физики и механики, арифметики и логистики. Способность к идеализации. Это привело к особому типу мышления: рационализация и теоретиризация, систематизация и дедуктеизация, доказательность. В истории формирования и развития науки можно выделить две стадии, которые соответствуют двум различным методам построения знаний. Первая стадия характеризует зарождающуюся науку, вторая - науку в собственном смысле слова. Зарождающаяся наука изучает преимущественно те вещи и способы их изменения, с которыми человек многократно сталкивался в производстве и обыденном опыте. Он стремился построить модели таких изменений с тем, чтобы предвидеть результаты практического действия. Первой и необходимой предпосылкой для этого было изучение вещей, их свойств и отношений, выделенных самой практикой. Переход к науке в собственном смысле слова был связан с двумя переломными состояниями развития культуры и цивилизации. Во-первых, с изменениями в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели её на уровень теоретического исследования, во-вторых, с изменениями в европейской культуре, произошедшими в эпоху Возрождения и перехода к Новому времени, когда собственно научный способ мышления стал достоянием естествознания. Такого рода цивилизацией, создавшей предпосылки для первого шага по пути к собственно науке, была демократия античной Греции. Этапы исторической эволюции науки: 1-ую рациональную революцию в культуре связывают с зарождением науки в недрах античной культуры. Можно предложить три причины, стимулировавшие рождение философии и науки в Греции в VI-V вв. до н.э. - геополитическая, миссионерская, лингвистическая. Зарождение науки называют революцией от того, что произошли кардинальные смены в менталитете - архаичное мышление уступило место научно-рациональному. В эпоху Гуманизма и Возрождения находят поддержку установки на познание через разум, историзм, социально-исторический оптимизм. Вторая рациональная революция знаменует Новое время - наука отстаивает свое право на самостоятельное существование в борьбе с религией и превращается в ведущий способ познания и преобразования мира, революция Нового времени подготовила классическое естествознание, 1543-1687 гг. На становление науки оказали влияние идеи и деятельность Корперника, Бруно, Кузанского, Галилея, Кеплера, Бэкона, Декарта, Ньютона. Третью рациональную революцию датируют концом XIX - началом XX вв. и связывают с промышленно-технологической революцией и со становлением идей релятивистской физики и квантовой механики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: