Вопрос методы исследования физического развития

Наиболее распространенными и доступными методами исследования являются соматоскопия и антропометрия.

При помощи антропометрии получают объективные данные о важнейших параметрах человеческого тела - таких, как вес, длинники, диаметры, окружности, и о важнейших функциональных признаках - жизненной емкости легких, амплитуде движения грудной клетки, силе некоторых групп мышц. Объем исследований каждый раз устанавливается в соответствии с поставленной задачей.

Для получения данных, пригодных для последующей оценки, при выполнении этих исследований должны быть соблюдены следующие обязательные условия:

а) измерения должны проводиться в соответствии с общепринятой методикой, приборами, которые проверяются в отделениях Комитета стандартов, мер и измерительных приборов;

б) измерения делаются в утреннее время, желательно натощак, в одни и те же часы.

Оценка физического развития должна проводиться по местным стандартам и дополняться определением соматоскопических описательных признаков.

Метод соматоскопии

С помощью этого метода определяют:

Типы телосложения по М.В. Черноруцкому: астенический - преобладание длиннотных размеров над широтными; гиперстенический - преобладание широтных размеров над длиннотными; нормостенический - пропорциональность длиннотных и широтных размеров тела. Для выявления типа телосложения проводят детальное антропометрическое исследование, позволяющее вычислить отношение длины конечностей и туловища к общей длине тела в процентах и отношение сегментов конечностей к их общей длине, а также соотношение ширины тела и плеч.

Некоторые показатели физического развития влияют на уровень развития ряда функциональных данных. Так, тотальные размеры тела коррелируют с величинами жизненной емкости легких, максимальной легочной вентиляции и глубины дыхания.

Осанка - правильная или неправильная. В привычной непринужденной позе определяют признаки осанки:

- положение головы по отношению к вертикали при осмотре спереди или в профиль - наклоны вправо и влево, вперед и назад;

- плечевой пояс - опущение или приподнятость одного из плечей, плотное прилегание лопаток или отставание их от ребер;

- форма спины - зависит от выраженности физиологических изгибов позвоночника: шейного и поясничного лордозов, грудного и крестцового кифозов.

Принцип оценки: нормальная - умеренно выражены все изгибы; круглая - увеличен грудной кифоз; седлообразная - увеличены грудной кифоз и поясничный лордоз; плоская - уплощены все изгибы.

Искривления позвоночника - правосторонний или левосторонний сколиоз:

- форма груди - определяется по расположению ребер и величине надчревного угла: коническая - ребра горизонтально расположены, угол тупой; цилиндрическая - ребра также горизонтально, но угол - прямой; уплощенная - ребра опущены - угол острый;

- живот - нормальный, втянутый или отвислый;

- форма рук - прямая - при поднятии рук вверх оси плеча и предплечья совпадают; Х-образная - оси образуют угол;

- форма ног - прямая - оси бедра и голени совпадают; Х-образная - между осями угол открытый наружу, О-образная - угол, открытый внутрь;

- форма стопы - по форме отпечатка или темному цвету опорной части стопы оценивают «перешеек»; нормальная - «перешеек» отчетливый; уплощенная - умеренно выражен; плоская - «перешейка» нет;

- развитие мускулатуры - оценивается по выраженности рельефа мышц: хорошее, среднее или слабое; равномерное или неравномерное;

- жироотложение - пониженное - при четком ощущении встречных пальцев при захвате складки кожи, нормальное - при затрудненном ощущении, повышенное - при отсутствии этого ощущения;

- кожные покровы - определяются: цвет видимых слизистых и кожи, влажность, упругость, наличие рубцов, омозолелостей, отечности, грыжевых выпячиваний и. т.д.

Принципы определения типа конституции

Из различных способов определения типа конституции тела в настоящее время наиболее часто применяются три:

по данным соматоскопии;

по соотношению тотальных размеров тела;

по соотношению развития различных компонентов тела. В практической деятельности наиболее широко используется соматоскопическое определение типа конституции.

Антропоскопическое определение типа конституции по схеме В.Т. Штефко и А.Д. Островского в модификации С.С. Дарской

Выделяются 4 основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный.

Астеноидный тип характеризуется узкими формами тела, кисти, стопы. Эпигастральный угол - острый. Спина сутулая, лопатки выступают. Кости тонкие. Слабое развитие жирового и мышечного компонентов. При малых абсолютных величинах мышечной силы и производительности кардиореспираторной системы относительные показатели довольно высокие, реакция на физические нагрузки экономичная.

Торакальный тип: форма тела узкая, ширина плеч - средняя, эпигастральный угол и живот - прямые, грудная клетка - цилиндрическая. Компоненты тела: ЖК, МК и костный компонент развиты слабо или умеренно. Относительные показатели двигательных качеств и максимального потребления кислорода высокие.

Мышечный тип характеризуется хорошим развитием МК и КК при умеренном содержании ЖК: телосложение пропорциональное, плечи широкие, таз узкий, грудная клетка цилиндрическая, эпигастральный угол и живот - прямые, масса тела выше средних величин. Высокий уровень физической работоспособности, большие значения и абсолютных, и относительных показателей двигательных качеств.

Дигестивный тип характеризуется преимущественным развитием нижней трети лица - форма усеченной пирамиды; шея короткая; грудная клетка широкая, короткая с тупым углом под грудиной; живот выпуклый с жировыми складками.

Кроме «чистых» типов встречаются «переходные», т.е. с особенностями двух смежных типов, и неопределенный тип.

Метод антропометрии

Рост измеряется ростомером или антропометром в положении «смирно» с касанием к стойке тремя точками: лопаток, ягодиц и пяток.

Вес измеряется на медицинских весах, стоя на центре платформы

Жизненная емкость легких - после глубокого вдоха производится максимальный выдох в трубку спирометра.

Окружность шеи: сантиметровая лента - горизонтально под щитовидным хрящом.

Окружность груди: сантиметровая лента - сзади под углами лопаток, спереди у мужчин - по нижнему краю сосковых кружков, у женщин - на уровне среднегрудинной точки. Измерение на максимальных вдохе и выдохе и в паузе: экскурсия груди - разница показателей на вдохе и выдохе.

Окружности, измеряемые сантиметровой лентой:

- плеча напряженного - по максимальной выпуклости мышц плеча;

- плеча расслабленного - там же, не снимая ленты;

- предплечья - по максимальной выпуклости расслабленных мышц;

- бедра - под ягодичной складкой, стоя, без напряжения;

- голени - по выпуклости расслабленной икроножной мышцы.

Диаметры, измеряемые толстым циркулем:

- плечевой - между выступающими точками акромиальных отростков лопаток;

- грудной поперечный - по средним подмышечным линиям на уровне среднегрудинной точки;

- грудной переднезадний - между среднегрудинной точкой и остистыми отростками грудных позвонков;

- тазогребневой - между выступами гребней подвздошных костей.

Сила кисти - максимальное сжатие динамометра выпрямленной и отведенной в сторону рукой.

Становая сила - максимальное выжимание станового динамометра выпрямленными руками и ногами и рукояткой на уровне коленных суставов.

Жировая складка - одной рукой захватывается 5 см участок кожи и оттягивается, а другой измеряется толщина этой складки с помощью малого толстотного циркуля:

- на спине - под углом лопатки;

- на плече - в нижней трети.

ВОПРОС

Под рациональным режимом дня детей понимают такой распорядок различных. видов деятельности, при котором на фоне удовлетворения возрастных вегетативных и психических потребностей обеспечивается оптимальная возбудимость коры большого мозга, подкорковых и нижележащих отделов центральной нервной системы.

В основе режима дня лежит физиологическое представление о ритме — когда различные виды деятельности чередуются в течение суток всегда в одно и то же время и в одинаковой последовательности, то в полушариях головного мозга вырабатывается динамический стереотип. При этом каждое предшествующее звено деятельности является сигнальным раздражителем для наступления следующей, и организм к ней подготавливается — деятельность организма как бы автоматизируется, работа большого мозга облегчается.

Построение режима дня должно основываться на следующих принципах: 1) в первую очередь должна быть удовлетворена потребность ребенка в деятельности, направленная на удовлетворение вегетативной потребности (сон, питание, пребывание на 'открытом воздухе, поддержание тела в чистоте, мышечная деятельность), и только после этого выделяется время для обучения; 2) продолжительность отдельных режимных моментов должна зависеть от возраста: чем моложе ребенок, тем больше у него потребность в сне, он чаще должен получать питание и т. д., по мере развития и совершенствования центральной нервной системы потребность в этой деятельности уменьшается и больше выделяется времени на обучение; 3) отдельные виды деятельности, составляющие режим дня, должны вызывать некоторое напряжение соответствующих органов и систем, что будет способствовать их тренировке и подготовке организма к переходу на следующий динамический стереотип.

Рациональный режим дня является одним из важнейших средств психогигиены воспитания детей. Можно различать три типа режима дня детей и подростков: изнеживающий, истощающий, стимулирующий, или тренирующе-закаливающий.

При щадящем режиме на организм ребенка падает мало раздражителей, они однообразны и незначительной интенсивности. Деятельность ребенка не отвечает адаптационным возможностям его организма, он оберегается от напряжений и усилий, т. е. от абсолютно необходимого фактора развития. Одним из последствий изнеживающего режима дня является так называемый «госпитализм»: дети отстают в физическом и нервно-психическом развитии, подвержены большей заболеваемости и смертности.

При истощающем режиме ребенок находится под воздействием слишком большого количества разнообразных раздражителей, чрезмерной интенсивности, что может привести к перенапряжению адаптации различных органов и систем, обусловить их постепенное истощение и связанную с ним задержку в развитии, а также патологию, в частности, неврозы, повышение артериального давления и пр.

При стимулирующем, тренирующе-закаливающем типе режима дня на организм ребенка влияют разносторонние воздействия постепенно и последовательно увеличивающейся интенсивности, что обусловливает непрерывную и постепенную функциональную перестройку организма, в результате которой развиваются его приспособительные механизмы, повышается работоспособность, укрепляется здоровье.

Основными элементами режима дня в детском и подростковом возрасте являются: 1) сон (ночной, дневной); 2) прием пищи и приготовление к нему; 3) пребывание на открытом воздухе; 4) мероприятия по содержанию тела в чистоте; 5) игры; 6) разнообразная мышечная деятельность и осуществление специальных закаливающих процедур; 7) обучение в школе (детском саду); 8) выполнение домашних заданий (самоподготовка); 9) занятие в различных кружках; 10) участие в общественно полезном труде (помощь семье, самообслуживание, работа на пришкольном участке); 11) деятельность, связанная с удовлетворением индивидуальных наклонностей и интересов.

Продолжительность и удельный вес каждого из основных элементов режима дня, их смены и гигиенические требования к ним дифференцируются соответственно возрастными особенностями физического и нейропсихологического развития детей и подростков.

Преддошкольный возраст. Особенностью режима дня является фазность дневного сна и бодрствования, причем чем моложе ребенок, тем количество фаз сна и бодрствования больше, а продолжительность их меньше. С возрастом, по мере совершенствования функционального состояния коры большого мозга, количество фаз сна и бодрствования уменьшается, удлиняется продолжительность каждой фазы. Пребывание на открытом воздухе необходимо обеспечивать путем организации всех фаз дневного сна на верандах. Начиная с второго года жизни ребенка в режим дня вводят систематические занятия, подвижные игры. Одной из задач врача детского учреждения для детей раннего возраста является своевременный перевод детей одного режима на другой с учетом биологического возраста и индивидуальных особенностей физического и нервно-психического развития ребенка.

Дошкольный возраст. В этом возрасте длительность ночного сна едина для всех подгрупп — 10 ч. Дневной сон однофазный, его продолжительность от 2 ч во второй младшей группе, до 1,5 ч — в старшей и подготовительной. Продолжительность пребывания на открытом воздухе предусматривается в пределах 5—5,5 ч, включает утренний прием детей на территории детского учреждения и две прогулки. Некоторые массовые наблюдения в детских дошкольных учреждениях показывают обратную корреляционную связь между продолжительностью ежедневных прогулок детей на открытом воздухе и кратностью их заболеваний в течение года.

В режиме дня необходимо предусматривать занятия, в том. числе по физическому воспитанию, зарядку и самообслуживание. Большой удельный вес должны составлять игры.

Школьный возраст. Рекомендуемая примерная схема построения суточного режима дня учащихся 7—18 лет основана на данных изучения динамики кривой работоспособности школьников в течение суток, которая характеризуется двумя подъемами, от 8 до 11 ч и от 16 до 18, и двумя минимальными уровнями — между 14— 15 ч и после 18 ч. В соответствии с этим распределяется время для активной и пассивной деятельности. Основным компонентом режима дня является умственная и физическая работа (обучение), продолжительность которой с возрастом увеличивается. При построении режима дня следует чередовать различные виды деятельности и включать в течение дня активный отдых, который наряду с обеспечением полноценного, достаточной продолжительности сна, будет способствовать восстановлению снижающейся после обучения работоспособности.

Суточная продолжительность сна у школьников с возрастом постепенно сокращается. Дневной сон рекомендуется только для детей 7—8 лет и ослабленных. Постепенно уменьшается и длительность пребывания на открытом воздухе, однако и в старшем школьном возрасте она должна быть не менее 2—2,5 ч ежедневно, а в дни отдыха не менее половины дня. Рекомендуются прогулки не менее 3—4 раз в день: утром до начала занятий (30 мин), на большой перемене в школе (20 мин), 1,5 ч после обеда до приготовления уроков, 30 мин перед сном. Такой режим прогулок способствует сохранению высокого уровня работоспособности школьников. Время, остающееся после удовлетворения вегетативных потребностей учащихся, отводится на различные виды обучения, участие в общественно полезном труде, самообслуживание, удовлетворение индивидуальных интересов учащихся и т. п. Соблюдение рационального режима дня — одно из весьма эффективных психогигиенических средств, способствующих повышению работоспособности и успеваемости учащихся.

ВОПРОС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: