Источники экологического права (понятие, система, особенности)

Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям:

а) иметь объективно выраженную форму — закон, указ Президента, постановление Правительства, приказ или инструкция министерства, решение органов местного самоуправления;

б) быть принят уполномоченным органом;

в) иметь предусмотренную законом форму;

г) быть официально опубликован. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

Классификация может быть проведена по ряду оснований.

1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.

Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.

2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.

Общие - Конституция РФ.

Специальные - Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире»1, Водный кодекс РФ и другие акты.

3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений. Примерами таких актов могут служить Федеральные законы «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях».

Источники экологического права процессуального характера регулируют процессуальные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Акты процессуального характера — ГПК РФ, КоАП РФ, УПК РФ, Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г., и др.

4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах»

Систему источников экологического права образуют:

• Конституция РФ,

• Федеративные договоры,

• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

• федеральные законы,

• нормативные правовые акты Президента РФ,

• нормативные правовые акты Правительства РФ,

• нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,

• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов Рф,

• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,

• локальные нормативные правовые акты,

• судебные решения.

В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается ЗК РФ (ст. 31), ВК РФ (ст. 66), ЛК РФ (ст. 124), Законом о животном мире (ст. 9, 48, 49).

Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.

Классификация нпа или сточников в области природопользования: 1. по форме:устные, писменнные, 2. по субъекту и порядку принятия: нормативные правовые акты, нормативно-правовые договоры. Нпа или источнии ЭП также подразделяются в зависимости: 1. по юр силе:законы и позаконные акты. 2. по уровню принятия:на уровне РФ, субъектов, Мун-х образований, 3. по содер-ю:чисто экологические, экологизированные, 4. по предмету регулирования:общие, специальные акты в целом посвящены вопросам окружающей среды. 5. по хар-ру правого регулирования:материальные, поцессуальные. 6. кодифицированные, некодифицированные. Система источников: - Конституция, федеративныйдоговоры, международные договоры,- ФКЗ, - ФЗ (Об охране окр среды 2002 года, Лесной, водный кодесы 2006 года), указы президента, Постановления Правительства,- на уровне субъектов и муниципальных образований:акты исполнительных органов власти и муниципальных образований и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: