double arrow

Надзорное производство в современном арбитражном процессе

Надзорное производство в арбитражных судах означает пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений арбитражных судов в особом порядке, предусмотренном гл. 36 АПК РФ.

Пересмотр судебных постановлений в порядке надзора – это исключительная стадия арбитражного процесса, необходимость в которой возникает в тех случаях, когда судебная ошибка иным путем уже не может быть устранена. Например, стороны исчерпали возможности апелляционного и кассационного производства или истекли сроки для подачи апелляционной, кассационной жалобы (протеста). Вместе с тем основная цель арбитражного процесса – достижение объективной истины по делу, разрешение спора, существующего между сторонами, возможно в надзорном производстве.

Производство в надзорной инстанции существует в современном арбитражном процессе с 1992 г., появившись с принятием первого кодифицированного акта, регламентирующего арбитражное судопроизводство – АПК РФ 1992 г. Действовавшие до принятия АПК РФ 1992 г. нормативные акты, регламентировавшие порядок рассмотрения экономических хозяйственных споров – Положение о государственном арбитраже при Совете Министров РСФСР, Положение о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР, утвержденные Постановлением СМ РСФСР от 3 декабря 1960 г., а также Положение о ведомственнном арбитраже РСФСР, утвержденное положением СНК РСФСР от 26 апреля 1936 г., не уделяли существенного внимания правилам пересмотра актов арбитражей. Названные нормативные акты устанавливали возможность отмены решений арбитража (п. 8 Положения о ведомственном арбитраже РСФСР) и возможность проверки решений государственных арбитражей, а также самые общие правила о порядке проверки решений арбитражей (п. 18, 19 Положения об арбитраже при СМ РСФСР, п. 19, 20 Положения о государственных арбитражах при советах министров автономных республик, исполнительных комитетах краевых, областных и городских (г. Москвы и Ленинграда) Советов депутатов трудящихся РСФСР) – правила о подаче заявления о пересмотре решений арбитражей руководителями заинтересованных предприятий, возможность пересмотра по инициативе руководителей самого арбитража, постановившего решения, правило о сроке такого обращения. Пересмотр решений арбитражей осуществлялся руководителями арбитража, постановившего решение, – Главным арбитром, или же Главным арбитром Государственного арбитража при СМ РСФСР. Правила пересмотра актов арбитражей, существовавшие до 1992 г., имели, таким образом, самый общий характер и не позволяли выделить различные способы пересмотра актов арбитражей, в т. ч. и не позволяли говорить о существовании в арбитражном процессе надзорного производства.

Первый кодифицированный акт Российской Федерации, регламентировавший арбитражный процесс, – АПК РФ 1992 г. – закрепил производство в надзорной инстании в качестве стадии арбитражного процесса. В соответствии с правилами гл. XIV «Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов» АПК РФ 1992 г. надзорное производство представляло собой пересмотр вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по протестам высших должностых лиц Высшего Арбитражного Суда РФ и Генеральной прокуратуры РФ, направляемым в Высший Арбитражный Суд РФ (в коллегию Высшего арбитражного суда РФ по проверке в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу или же в Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ – высшую надзорную инстанцию), причем с 7 июля 1993 г.

надзорное производство стало возможным также и в арбитражных судах республик в составе РФ (но не иных субъектов РФ) по протестам высших должностных лиц арбитражных судов и прокуратур республик в составе РФ (ст. 133 АПК РФ 1992 г.). Лица, участвующие в деле, в соответствии с правилами гл. XIV АПК РФ 1992 г. обладали правом подачи заявлений о принесении протеста в порядке надзора (ст. 134 АПК РФ 1992 г.). Правилами АПК РФ 1992 г. срок, в течение которого возможно принесение протеста, был ограничен одним годом со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (ст. 135 АПК РФ 1992 г.). Основаниями для отмены судебного акта арбитражного суда АПК РФ 1992 г. называл необоснованность или несоответствие законодательству судебного акта.

В АПК РФ 1995 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1992 г., были изменены. Единственной надзорной инстанцией стал Высший Арбитражный Суд РФ, срок принесения протеста перестал быть ограниченным времененем, правилами гл. 22 АПК РФ 1995 г. основанием для пересмотра судебного акта арбитражного суда признавались незаконность или необоснованность судебного акта. До 2000 г. правила надзорного производства, установленные АПК РФ 1995 г., применялись таким образом, что необходимым условием пересмотра судебного акта в порядке надзора являлось его апелляционное или кассационное обжалование заинтересованным лицом. В соответствии со ст. 185 АПК РФ 1995 г. применялось распоряжение Высшего Арбитражного суда РФ от 14 июля 1995 г. № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов», в котором было указано, что заявление о принесении протеста на решение арбитражного суда, принятое после 1 июля 1995 г., подлежит рассмотрению по существу только в том случае, если дело рассматривалось или в апелляционной или в кассационной инстанции по АПК РФ 1995 г. После выражения Конституционным Судом РФ правовой позиции в определении от 14 января 2000 г. № 3–0 «По жалобе ООО “Мемфис Дивижн” на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 185 АПК РФ» описанное правило прекратило свое действие как не соответствующее Конституции РФ.

Однако и АПК РФ 1992 г., и АПК РФ 1995 г. надзорное производство рассматривалось как производство по протестам уполномоченных лиц в целях проверки законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

С 1 января 2003 г. производство по пересмотру судебных актов арбитражных судов в порядке надзора – это не рассмотрение протестов уполномоченных лиц, а оспаривание в Высшем Арбитражном Суде РФ в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, причем правом обращения в Высший Арбитражный Суд РФ обладают не высшие должностные лица суда и прокуратуры, а целью пересмотра является не проверка законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов.

Таким образом, ранее надзорное производство по своему характеру имело не только судебную (процессуальную), но и административную природу. При пересмотре судебных постановлений в порядке надзора не действовали либо имели ограниченное действие некоторые традиционные принципы арбитражного процесса (состязательности, диспозитивности, др.). Например, инициатива возбуждения надзорного производства целиком зависела ранее от усмотрения высших должностных лиц арбитражного суда и прокуратуры, что не характерно было для других стадий арбитражного процесса.

Это привело к тому, что появилось мнение о нецелесообразности сохранения надзорного производства в арбитражном процессе. Так, И. О. Подвальный отмечает, что «…вряд ли представляется целесообразным продолжать удерживать судебную власть под бесконечным контролем государственных органов и должностных лиц в угоду объективной истине».295

В настоящее время современное арбитражное процессуальное законодательство изменило природу надзорного производства, внедрив в него известные принципы арбитражного процесса и сделав его достаточно доступным для лиц, участвующих в деле, других субъектов.

В порядке надзора могут быть пересмотрены любые судебные постановления, которые вступили в законную силу, в том числе, вероятно, и постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, носящие окончательный характер.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора по заявлениям лиц, участвующих в деле, и иных указанных в ст. 42 АПК РФ, а по делам, указанным в ст. 52 АПК РФ, по представлению прокурора.

Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного применения арбитражным судом, принявшим оспариваемый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Ранее возбуждение надзорного производства носило бессрочный характер, соответствующий протест мог быть принесен в любое время. Сейчас в соответствии с ч. 3 ст. 292 АПК РФ заявление или представление о пересмотре в порядке надзора судебного акта может быть подано в Высший Арбитражный Суд РФ в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Согласно Федеральному закону от 24 июля 2002 г. № 96‑ФЗ срок подачи заявления или представления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, принятого до 1 января 2003 г., исчисляется с 1 января 2003 г.

В настоящее время надзорное производство включает в свой состав две части:

1) рассмотрение заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора;

2) рассмотрение дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: