На воззрение древних мудрецов опирается и конфуцианство. «Передаю, но не творю» – так выражал свое кредо создатель этого учения Конфуций, выступая посредником между прошлым и будущим. Развивая идею срединного пути он выдвигает идеал благородного мужа, следующего воле Неба (Дао у Конфуция не является первичным и самодовлеющим началом. Таковым выступает Небо, от которого и зависит Дао). Главным качеством благородного мужа является жэнь – гуманность, милосердие. Важное место в конфуцианстве занимает понятие этикета, следуя которому человек и приобретает необходимые качества благородного мужа.
Понятие семьи в конфуцианстве тесно связано с понятием государства. Оно предстает огромной семьей, в которой главную роль играют принципы уважения сыновей к родителям, младших – к старшим. Правитель такого государства должен воплощать в себе черты благородного мужа.
Конфуций был сторонником управления обществом путем опоры на мораль и строгие правила поведения. Ритуализация, строгое соблюдение правил охватывали все сферы жизни. Правильное, детализированное до мелочей исполнение ритуала являлось древним средством сохранения издавна существующего мирового порядка.
|
|
Основой поведения всех людей должно стать золотое правило: «Будучи вне дома, держите себя так, словно вы при-нимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не желаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных». Такие ритуалы, по мысли Конфуция, должны консолидировать общество.
Внимание конфуцианства к моральным, социальным качествам людей во многом и определило на целые тысячелетия его популярность в общественной жизни Китая.
Задания. Вопросы. | Ответы. |
1. Чем различаются античный, древнеиндийский и древнекитайский способы философского осмысления мира и человека? 2. Каковы характерные черты философии Древнего Востока? 3. В чем сущность учения о брахме и атмане в Упанишадах? 4. Охарактеризуйте понятие кармы в Упанишадах. 5. Дайте характеристику состояний ума в учении йоги. 6. Каковы ступени постижения йоги? 7. Какие истины составляют основу учения Будды? 8. Какой путь самосовершенствования ведет к достижению нирваны? 9. Охарактеризуйте содержание понятия Дао. 10. Дайте характеристику даосского принципа недеяния. 11. Раскройте содержание принципа Конфуция «Передаю, но не творю». 12. Каково значение ритуала в конфуцианстве? 13. О чем говорит Конфуций в следующем высказывании: «То, что благородный муж находит в себе, малый человек ищет в других людях»? 14. Каково содержание «золотого правила» поведения человека? | |
Задания. Тесты. | Ответы. |
1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока: а) антропоцентризм; б) связь с мифологией; в) акцент на единстве мира и человека; г) атеизм. 2. Стремление к целостному рационалистическому постижению мира характерно для философии: а) Античности; б) Древней Индии; в) Древнего Китая; г) любого типа. 3. Что понимается в Упанишадах под брахмой: а) безличное сущее («тело мира»); б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»); в) круговорот перерождений; г) состояние высшего блаженства; д) представитель касты брахманов. 4. Согласно Упанишадам, под атманом понимается: а) круговорот жизни; б) универсальный принцип бытия; в) безличное сущее; г) духовная сущность индивида. 5. Содержанием закона кармы в Упанишадах является: а) определение первоосновы бытия; б) организация всех форм бытия; в) включение атмана в процесс перерождения; г) круговорот жизни. 6. В чем буддизм видит выход человека из состояния страдания: а) в наслаждении благами жизни, в удовольствиях; б) в борьбе со страданиями; в) в отречении от источника страданий – страстей и желаний (в погружении в нирвану). 7. Какие из указанных качеств даосизм относит к началу Ян: а) тьма; б) свет; в) небо; г) земля; д) мужское (начало); е) женское (начало). 8. Какое качество Конфуций считает главным для идеала благородного мужа: а) ум; б) правдивость; в) гуманность, милосердие; г) образованность. 9. С точки зрения даосизма, многочисленность моральных предписаний в обществе свидетельствует: а) о высоком духовно-нравствен-ном развитии людей; б) о социальной сплоченности людей; в) об утрате людьми подлинной добродетели. |
|
|