Понятие неспецифических и специфических отклонений в развитии

К числу основных закономерностей психического развития исследователи в области современной специальной психологии (В. М. Сорокин, В. Л. Кокоренко, 2003) относят следующие:

 Общие, т. е. присутствующие как при нормальном, так и при аномальном развитии.

 Модально неспецифические, типичные для всех вариантов отклоняющегося развития, выделяемые при любых формах аномального развития.

 Модально специфические, т. е. такие закономерности, которые характеризуют конкретный вариант отклоняющегося развития и этими признаками позволяют отличать варианты дизонтогенеза друг от друга. Этот тип закономерностей изучается в рамках отдельных отраслей специальной психологии.

 Последняя группа закономерностей связана с установлением зависимостей характера психического развития от силы и выраженности патогенного фактора (например, от степени и времени потери слуха, длительности эмоциональной депривации и пр.). Их можно было бы назвать индивидуальными, так как, на наш взгляд, именно такая специфика нередко определяет основные проявления отклоняющегося развития и динамику последующего развития ребенка.

Исходя из этого, модельно специфические и модально неспецифические закономерности представляют собой не что иное, как своеобразное проявление общих законов развития. То есть указанные особенности есть закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Наиболее исследуемыми, на сегодняшний день являются модально специфические закономерности, и это естественно, синтез наступает только после анализа. Выделив частные проявления, наука может прийти к обобщению. Таковыми модально неспецифическими закономерностями отклоняющегося развития являются:

 замедление скорости приема и переработки информации, свойственное для всех вариантов дизонтогенеза;

 снижение уровня познавательной активности, что дополнительно замедляет познавательное развитие ребенка и вызывает ограниченность запаса знаний и представлений об окружающем мире;

 различные депривационные симптомы, еще более замедляющие и искажающие развития;

 разнообразные формы речевых нарушений, что сказывается на формировании высших психических функция и часто обуславливает коммуникативные трудности ребенка;

 диспропорции между вербальной и образной сферами психики;

 нарушения общего моторного и психомоторного развития, что вызывает трудности формирования умений и навыков и влияет на формирование ведущих видов деятельности;

 недостаточность пространственных представлений;

 деформация социальной ситуации развития и возникающие в связи с этим эмоционально-личностные проблемы развития, поведенческие проблемы и дезадаптация.

Указанные проявления, по мнению исследователей, можно наблюдать в той или иной степени во всех вариантах отклоняющегося развития. Совершенно справедливой является выраженность всех перечисленных выше особенностей и относительно задержки психического развития.

При этом каждый вид аномального развития имеет свои, обусловленные тем или иным конкретным видом дефекта, весьма сложные специфические особенности, отличающие одну категорию «аномальных» детей от другой. К таким особенностям, по мнению Т. А. Власовой (1972), относится, в частности, недостаточное развитие психических процессов у детей с различными формами недоразвития: различные по характеру и глубине отклонения в умственной деятельности, недостатки или своеобразие двигательной сферы, речевого развития и другие, что приводит к нарушению в том или ином виде средств общения этих детей, познания ими окружающего мира, к обеднению их социального опыта, что порождает трудности в социальной и трудовой адаптации.

Знание общих закономерностей и специфических особенностей психического развития ребенка в условиях того или иного дефекта является одним из кардинальных вопросов, определяющих коррекционно-компенсаторный процесс обучения и воспитания каждой категории «аномальных» детей.

43 Соотнесение понятий: «акцентуация характера» и «психопатия».
Акцентуация характера и психопатия

(классификация Н.Я. Иванова, А.Е. Личко, 1992)

Выраженность характера может быть различной: это может быть средний или «нормальный» характер, выраженный или акцентуированный и патологический. Последний, являясь причиной выраженных трудностей социально-психологической адаптации, находится под пристальным вниманием не только психологов, но и психиатров и носит название «психопатия». Именно психическое развитие при психопатии относят к дисгармоническому виду дизонтогенеза.

Выделяют три основных признака психопатии:

1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности человека;

2) относительная стабильность во времени – малая подверженность изменениям на протяжении жизни человека;

3) социальная дезадаптация человека.

Акцентуация (от лат. accentus – ударение) представляет собой наличие выраженных черт того или иного характера. Это хотя и крайний, но вариант «нормального» характера. Концепция акцентуированных личностей была разработана К. Леонгардом. Им было описано 13 типов акцентуаций, включая смешанный. По мнению К. Леонгарда, в развитых странах более половины населения можно отнести акцентуированным личностям. В случае акцентуаций характера отсутствует одновременное проявление всех трех перечисленных выше признаков психопатии одновременно. При акцентуациях человек уязвим и проявляет признаки дезадаптации в ограниченном количестве ситуаций, затрагивающих его «слабое звено» в социальном взаимодействии. Это крайние варианты нормального характерологического развития, которые при наличии провоцирующих обстоятельств могут перейти в патологические.

Паранойяльный тип. Основная черта - склонность к образованию сверхценных идей (собственной значимости, изобретательства, ревности, сутяжничества и др.). Находясь полностью под властью этой идеи, направляет на реализацию ее все свои силы. При этом все факты, опровергающие правильность этой идеи или не подтверждающие ее, отбрасываются или не принимаются во внимание. Эти люди обычно подозрительны, застревают на мелочах, обидах, склонны к мести

Гипертимный тип. Такие подростки отличаются почти всегда хорошим, даже слегка повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью, постоянным стремлением к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке, но плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентированную дисциплину, однообразную обстановку, монотонный и требующий мелочной аккуратности труд, вынужденное безделье.
Циклоидный тип. Встречается только в виде акцентуаций характера. При патологическом уровне развивается одна из форм нервно-психического расстройства - циклотимия. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены не резко, обычно кратковременны (1-2 недели) и могут перемежаться длительными интермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются Серьезные нарекания, особенно унижающие самолюбие, способны навести на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к суицидальному поведению.

Лабильный тип. Главная черта этого типа - крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность.

Астено-невротический тип. Также встречается только в виде акцентуации характера Патологический уровень проявляется чаще всего развитием неврозов в виде неврастении. Главными чертами является повышен ная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности.

Сенситивный тип. У этого типа две главные черты - большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности. В себе видят множе ство недостатков, особенно в области качеств морально-этических и воле вых. Замкнутость, робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке.

Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее - свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей.

Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливать неформальные, эмоциональные контакты - эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. В этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Большим напряжением отличается инстинктивная жизнь. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольные опьянения часто протекают тяжело - с гневом и агрессией. Самооценка обычно однобокая: отмечается приверженность к порядку и аккуратности, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью; в остальном обычно представляют себя гораздо более конформными, чем есть на самом деле.
Истерический (гистрионический) тип. Главными чертами являются беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия.

Неустойчивый тип. Главная черта - нежелание трудиться - ни работать, ни учиться, постоянная сильная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности. При строгом и непрерывном контроле нехотя подчиняются, но всегда ищут случай отлынивать от любого труда.

Конформный тип. Главная черта - постоянная и чрезмерная конформность к привычному окружению, к своей среде. Живут по правилу: думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как всех" - от одежды до суждений по животрепещущим вопросам. Становятся целиком продуктом своего окружения: в хороших условиях старательно учатся и работают, в дурной среде со временем прочно усваивают обычаи, привычки, манеру поведения.

Смешанные типы. Достаточно часто встречаются как при акцентуациях характера, так при психопатиях. Однако далеко не все сочетания описанных типов возможны Практически не сочетаются следующие типы:
Гипертимный - с лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Циклоидный - со всеми типами, кроме гипертимного и лабильного;
Лабильный - с гипертимным, психастеническим, шизоидным, эпилептоидным;
Сенситивный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Психастенический - с гипертимным, циклоидным, лабильным, эпилептоидным, истероидным, неустойчивым;
Шизоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим;
Эпилептоидный - с гипертимным, циклоидным, лабильным, астено-невротическим, сенситивным, психастеническим;
Истероидный - с циклоидным, сенситивным, психастеническим;

Неустойчивый - с циклоидным, сенситивным, психастеническим.
Смешанные типы бывают двоякого рода.

Промежуточные типы. Эти сочетания обусловлены эндогенными, прежде всего генетическими факторами, а также, возможно, особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, последних друг с другом и с психастеническим. Промежуточными могут быть также такие типы как шизоидно-сенситивный, шизоидно-психастенический, шизоидно-эпилептоидный, шизоидно-истероидный, эпилептоидно-истероидный. В силу эндогенных закономерностей с возрастом возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
Амальгамные типы. Эти смешанные типы формируются в течение жизни как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или других длительно действующих неблагоприятных факторов. На гипертимное ядро могут наслаиваться черты неустойчивости и истероидности, к лабильности присоединяться сенситивность или истероидность. Неустойчивость может также наслаиваться на шизоидное, эпилептоидное, истероидное и лабильное ядро. Под действием асоциальной среды из конформного типа может развиться неустойчивый. В условиях жестких взаимоотношений в окружении эпилептоидные черты легко наслаиваются на конформное ядро.


44 Характеристика глубины нарушений гармоничности развития при разных формах психопатий и психопатоподобном поведении.

Психопатия - это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенности поведения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды, неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психологического развития. - СПб.: Питер, 2001. С. 21.

Психопатии возникают в результате различных неблагоприятных факторов: нарушений внутриутробного развития, родовых травм, инфекций и интоксикаций на ранних этапах развития ребенка, наследственного предрасположения, неправильного воспитания, дурных влияний и пр., а также неблагоприятных условий внешней среды, воздействующей на ребенка в процессе его роста и развития.

Причины формирования психопатической личности могут быть правильно поняты только при учете тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.

В детском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. С. 33..

1. Органическая психопатия, в основе которой лежит внутриутробное или раннее постнатальное (возникшее после рождения) поражение центральной нервной системы (в этих случаях чаще всего бывает поражена подкорковая область). При органической психопатии резко выявляются общее недоразвитие личности и характера, повышенные влечения (прожорливость, сексуальность, импульсивность, склонность к бродяжничеству и пр.), снижение критики в оценке ситуации и собственного поведения даже при относительно сохранном интеллекте.

Общий фон настроения - с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость); эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью и неустойчивостью.

Характерной чертой поведения детей и подростков при органической психопатии является быстрая реакция на любые внешние впечатления и реализация каждого возникшего желания без учета последствий. Такие дети трудно приспосабливаются к условиям школы вследствие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, двигательного беспокойства и неумения подчинять свое поведение школьным правилам.

2. Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в ряде особенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны: замкнутость, повышенная впечатлительность, вялость, нерешительность, боязнь нового, затруднения в общении с детьми, предпочтение общества взрослых. Движения таких детей неловки, медлительны. Эмоциональные проявления различны: пассивность, раздражительность, упрямство.

Среди психопатов этой группы встречаются дети с рано пробуждающимся интересом к отвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохо приспосабливающиеся к школьной обстановке, беспомощные в самообслуживании, не умеющие себя защитить.

3. Психопатоподобные состояния в детском возрасте могут возникнуть в результате травматических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы на более поздних этапах развития ребенка. При этих формах не отмечается грубого изменения всей структуры личности. Психопатоподобные состояния обычно характеризуются повышенной раздражительностью, возбудимостью, общим двигательным беспокойством в сочетании с утомляемостью, снижением работоспособности. Нередко отмечаются головные боли и головокружение. Сочетание сниженной работоспособности с трудностями поведения требует особых приемов лечебно-педагогической работы.

4. Патология развития личности, выражающаяся в патологическом поведении ребенка и изменениях в характере, является следствием психогенных причин (неправильное воспитание ребенка в семье, тяжелые конфликтные переживания в семье и школе и пр.). При патологическом развитии личности наблюдаются повышенная раздражительность, резкие колебания настроения, упрямство, недисциплинированность, без изменения структуры всей личности и снижения критики.

Лекарства при психопатиипрактически никогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчить или снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечение сопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать, что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личности ребенка.

Психопатия, как аномалия, представляет собой стойкое состояние, свойство психики ребенка. Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями, обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией и декомпенсацией под влиянием внешних (биологических и социальных) воздействий. В отличие от психического заболевания, психопатия, как правило, не имеет очерченного рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно, по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, их взаимодействия со средой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: