Выписка — законченный фрагмент какого-либо документа.
Деловая беседа — специально организованная руководителем встреча с подчиненным или группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по подготовке и реализации УР на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки РУР за счет многократного повторения однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.
Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
Заседание — узкопрофессиональное совещание для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, заседание президиума и т.д.).
Информационное письмо — набор уточняющих сведений к договору, соглашению, оферте и т.д., отправляемых заинтересованным лицам.
Личный пример — действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.
Методика — совокупность методов для профессионального выполнения какой-либо деятельности.
Наставление — деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.
Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения какой-либо деятельности.
Отчет — решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть письменным и устным.
Письмо — текст какого-либо сообщения, посылаемого заинтересованным лицам или организациям.
Предписание — официальное извещение, направленное какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.
Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.
Рекомендательное письмо — решение авторитетного специалиста поручиться за какого-либо человека, компанию или деятельность перед потенциальным или конкретным работодателем, поставщиком или потребителем.
Совет — деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не обязателен для исполнения подчиненным.
Совещание — коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.
Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.
Убеждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью сформировать у подчиненного требуемые прочные взгляды или понятия по содержанию УР для его выполнения. Например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР.
Условие — отдельный документ или текст в документе, отражающий требования, предъявляемые сторонами договора, соглашения.
9. Методология разработки управленческих решений. Принципы успешного решения проблем.
Успех разработки упр.решения зав.от соблюдения след.методологических принципов:
1. решение проблемы должно быть ориентировано на конечный результат
2. разработка не должна ограничиваться 1 вариантом.
3. технология должна предусматривать использование как качественных, так и количественных методов подготовки решения.
4. комплексность оценки эффективности каждого варианта решения.
5. Учет вероятностного характера наступления соц.-эк.событий и применение методов снижения рисков.
6. Использование современных комплексных технологий.
7. Рациональное сочетание труда лиц, принимающих решение, системных аналитиков, функциональных специалистов.
8. формулировка проблемы, разработка и выбор решения должны концентрироваться на том уровне иерархии, где имеется необходимая информация.
9. гибкое использование наиболее рациональных организационных форм для принятия экономически обоснованного решения.
В общем виде действия при разработке решения вкл.: выбор целей; разработку вариантов альтернативных решений; расчет затрат; опред.эф-ти; выбор решения. В основе методологии принятия решения лежит традиционный и системный анализ.
Системный анализ в принятии управленческих решений. Его отличия от традиционного анализа.
Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования.
Признаки:
1. Методы измерения хоз.явлений и процессов: Трад.анализ (ТА): система показателей ФХД. Системный анализ (СА): система показателей ФХД, соц., технич., псих.хар-ки.
2. Форма выражения показателей: Т.А.: количественная. С.А.: количественная и качественная.
3. Масштаб изучения явления: Т.А.: неглубокое изучение. С.А.: всестороннее изучение.
4. Глубина изучения явления: Т.А.: следствие и результаты. С.А.: причины, условия и последствия.
5. Субъекты проведения работы: Т.А.: эконом.службы. С.А.: комплексные группы.
6. Направления применения: Т.А.: для оценки пред-ия по итогам работы за отчетный период. С.А.: Для решения комплексных проблем текущей и перспективной деят-ти.
10 Принципы организации разработки управленческих решений. Функции руководителя, системного аналитика в организации разработки. Картотека проблемных ситуаций.
Единой методики, регламентирующей действия руководителей по организации разработки УР не сущ-ет. Широко распространены принципы орг-ции разработки:
- иерархия
- исп-ие целевых, межфункциональных групп
- применение формальных правил и процедур при принятии решения
- использование горизонтальных связей, без подключения высшего руководства
- создание матричных структур для решения сложных проблем
- разработка планов с указанием этапов прин.решения и ресурсов.
Функции руководителя:
1. рассмотрения состава целей
2. участие в постановке задачи
3. выбор способов решения
4. Участие в оценке риска
5. контроль своевременности
6. организация реализации решения исполнителей
7. ответственность за принятие решения
Функции системных аналитиков:
1. составление перечня возможных целей
2. определение подходов к решению проблемы
3. выявление альтернатив
4. установление причинно-следственных связей между ф-рами.
5. выявление тенденций развития объектов
6. выполнение необходимых расчетов и обоснований.
На предприятии должна формироваться база данных, вкл.:
картотеку проблем.ситуаций (хар-ка ситуации, цель решения, сущ.ограничения)
технол.карты принятия р. – набор альтернатив, оценки вероятности, их реал-ции, хар-ка рез-тов.
картотека решений (причины возникновения проблем, потенц.последствия непринятия решения).
лицо, отвечающее за принятие решения, привлечение подразделений и лица, необх.инф.база, практ.мероприятия, исполнители, результаты.
11. Типовые этапы и принципиальная схема разработки и реализации управленческого решения
Принципиальная схема разработки и реализации управленческого решения состоит из 15 этапов:
1. получение информации о ситуации (сбор информации, ее анализ, выявление факторов, которые определяют динамику развития ситуации)
2. определение целей (в виде дерева целей)
3. разработка оценочной системы, то есть условий, которые отражают влияние внешних и внутренних факторов, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений. В состав оценочной системы входят: критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.
4 анализ ситуации. Основной задачей анализа ситуации является выявление факторов, определяющих динамику ее развития.
5 диагностика ситуации. Задача диагностики: выделить ключевые проблемы, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание, а также характер их влияния. Для анализа проблем можно использовать метод декомпозиции, позволяющего определить причинно-следственные связи. При этом необходимо выявить иерархию причин, которая обычно представляется в виде причинно-следственной диаграммы – «дерево проблем». Структуризация позволяет наглядно и в комплексе установить влияние причин, вызвавших проблему (напр., причинно-следственная диаграмма Ишикавы, напоминающая «рыбий скелет». В «голове» диаграммы стоит определение проблемы, на костях- определение возможных причин).