Частные социологические теории, их предмет и объекты

Для познания социальных отношений в области экономической жизни используется ряд частных социологических теорий, позволяющих исследовать экономическое поведение и экономическое сознание объектов и субъектов рынка в сферах труда и производства, собственности, обмена, распределения и потребления. Среди них наиболее значимы следующие: социология труда, социология занятости, социология безработицы, социология управления, социология города, социология села, социология предпринимательства, социология маркетинга, социология страхования, социология финансово-банковской деятельности, региональная социология, социология домохозяйств.

Систематизированные характеристики частных социологических теорий в исследовании предмета экономической социологии приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии

Социологическая теория Предмет социологической теории Объект социологической теории
Социология труда Трудовое поведение Трудовые коллективы
Социология занятости Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству
Социология безработицы Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных
Социология управления Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности
Социология города Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан Горожане как социально-территориальная общность
Социология села Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия Сельские жители как социально -территориальная общность
Социология предпринимательства Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия Предприниматели как новый элемент социальной структуры
Социология маркетинга Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров Потребитель и его потребительские ориентации
Социология страхования Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя
Социология финансово-банковской сферы Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка
Региональная социология Взаимодействие регионов и центра как целостной системы Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся своими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями
Социология домохозяйств Деятельность членов домохозяйства по организации своего быта и жизнеобеспечения Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены

Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). Однако этот процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: