"Что включает в себя понятие «оценка качества»?"
"В процессе оценки качества используются следующие термины:
- градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
- уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)
- мера качества — при выполнении точных технических оценок
- относительное качество — при сравнении объектов
- требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки
- Что такое «показатели качества» и какими они бывают?
Показатели качества — это количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
|
|
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
- Показатели качества по отношению к свойствам продукции
- Показатели качества по количеству отражаемых свойств
- Показатели качества по методу определения
- Показатели качества по стадиям определения
- Показатели качества по размерности отражаемых величин
- Показатели качества по значимости при оценке
В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.
Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества?
Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные типы показателей качества.
№ | Признак классификации | Типы показателей |
1. | Отношение к свойствам продукции | 1. Назначения 2. Надежности 3. Технологичности 4. Эргономические 5. Эстетические 6. Стандартизации 7. Патентно-правовые 8. Экономические |
2. | Количество отражаемых свойств | 1. Единичные 2. Комплексные |
3. | Метод определения | 1. Инструментальные 2. Расчетные 3. Статистические 4. Органолептические 5. Экспертные 6. Социологические 7. Комбинированные |
4. | Стадия определения | 1. Проектные 2. Производственные 3. Эксплуатационные 4. Прогнозируемые |
5. | Размерность отражаемых величин | 1. Абсолютные 2. Приведенные 3. Безразмерные |
6. | Значимость при оценке качества | 1. Основные 2. Дополнительные |
Как видно из таблицы, в каждой из шести основных групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества, каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот некоторые из них:
|
|
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).
Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании.
Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. д.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
С точки зрения количества отражаемых свойств показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно). При расчете комплексных показателей используются различные методы оценки качества.
Что такое квалиметрия, и какие задачи она решает?
Квалиметрия — это наука изучающая теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем).
Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
- разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей
- разработку единых методов измерения и оценки показателей качества
- разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции
- Какие методы оценки качества продукции применяют в квалиметрии?
К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:
- инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.
- расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами
- статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)
- органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
- экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.
- социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции
- комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества
Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.
Перечисленные показатели качества и методы их измерения, в основном, относятся к производству. А какими показателями может воспользоваться компания для оценки других направлений своей деятельности?
Действительно, для комплексной оценки эффективной работы организации необходимо определить не только показатели качества производимой продукции, но и установить критерии качества для всех направлений деятельности организации, включая маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент, мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества маркетинговой деятельности Вашей компании могут выступать полнота, достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации, точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема сбыта запланированному и т.п. Более подробно мы поговорим о комплексной оценке различных сторон деятельности компании в следующей главе."
|
|