Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг».
Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино, поскольку я мыслю его единым, т.к. сущность мышления состоит в объединении компонентов сознания в единство.
Возражения Энгельса: бытие – это предпосылка единства мира, т.к. мир, прежде чем заключать в себе какое-либо единство, должен объективно существовать; объединяющая способность человеческого мышления имеет в качестве своей объективной предпосылки наличие объективного единства в реальных прообразах элементов сознания. Действительное единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности.
Материальное единство включает 4 аспекта:
1. субстанциальный (имеется в виду всеобщая взаимопревращаемость материальных явлений друг в друга)
2. атрибутивный (на всех уровнях организации материи присущи её атрибуты)
3. генетический (материальные явления порождаются такими же материальными явлениями)
|
|
4. номологический (наличие законов природы, охватывающих своим действием качественно различные области материальной действительности. Например: законы материалистической диалектики).
ЛЕКЦИЯ 3. СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Вся эта тема «повязана» на Карле Марксе («Философско-экономические рукописи 1944 года и «Капитал»), а также на современных структуралистских направлениях.
План:
1. Понятие и характеристики социального бытия
2. Социальное пространство и социальное время как формы социального бытия
3. Проблема индивидуального бытия в современной философии
Под современной философией имеется в виду философия XX века.