Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
Профессионального образования.
«Северо-Осетинская Государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра гуманитарных, социальных и
Экономических наук
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Учебно-методическое пособие
Для студентов медицинских специальностей
СОСТАВИТЕЛИ:
к.м.н., доцент А.С. Татров, М.Р. Абаева, к.п.н. Р.Р. Аветисян,
И.Р. Датиева., С.В.Шинкаренко, З.С. Баликоева.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
зав. каф. гуманитарных, социальных и экономических наук,
профессор Аликова З.Р.
Учебно-методическое пособие содержит материалы соответствующие ГОС по предмету «Психология и педагогика» для студентов высших учебных заведений медицинских специальностей. Каждый из тематических разделов снабжен методиками психолого-педагогического тестирования с соответствующими ключами. В заключительной части пособия представлены материалы для тестового контроля знаний. Пособие может быть полезно для аспирантов, преподавателей вузов и специалистов факультетов повышения квалификации и постдипломного обучения.
|
|
Утверждено на заседании ЦМК СОГМА гуманитарные, социальные и экономические дисциплины, протокол № 7 от 20 июня 2012г.
Оглавление
Введение
Тема занятия №1. Психология как наука, грани взаимодействия психологии и медицины.
Тема занятия №2. Педагогика как наука, педагогические составляющие деятельности врача
Тема занятия №3. Психология познавательных процессов.
Глава I. Ощущения и восприятие.
Глава II. Внимание и память.
Глава I I I. Мышление. Воображение. Речь.
Глава IV. Эмоции.
Тема занятия №4. Психология личности.
Тема занятия №5. Элементы возрастной психологии и психологии развития.
Тема занятия №6. Элементы социальной психологии и их учет в деятельности врача.
Тема занятия №7. Психология здоровья и здорового образа жизни.
Тема занятия №8. Современные педагогические методы и технологии обучения.
Тема занятия №9. Основы медико – просветительской деятельности врача.
Тема занятия №1. Психология как наука, грани взаимодействия
психологии и медицины.
Цель: Ознакомить с предметом психологии, ее место в системе наук (психология и философия, психология и педагогика, психология и физиология, психология и медицина). Современные психологические школы. Предмет и методы психологии. Этика психологического исследования.
Место проведения: аудитория.
Студент должен знать:
|
|
1. Предмет психологии как научной дисциплины
2. Место психологии в системе наук.
3. Современные психологические школы.
4. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, квазиэксперимент тестирование.
5. Валидность и надежность методов психологии.
6. Этика психологического исследования.
Студент должен уметь:
1. Уметь пользоваться методами исследования применяемыми в психологии.
2. Грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в Россию и за ее пределами, осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Темы проектов, рефератов:
1. Основные этапы становления психологии как науки.
2. Донаучная психология.
3. Психология и философия.
4. Психология и педагогика.
5. Психология и физиология.
6. Психология и медицина.
7. Методы исследования в психологии
8. Психика и сознания
9. Развитие психики и поведения
10. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. М.: ГЭОТАР – Медия, 2010
2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М.-2008г.
Дополнительная литература:
1. Гальперин П.Я. История зарубежной психологии, 30-60 –е гг. XX в. М.: Изд-во МГУ, 1986.
2. Гальперин П.Я., Ждан А.Н История психологии (10-30 –е гг. Период открытого кризиса). – Екатеринбург: Делова книга, 1999.
3. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: учеб. для вузов. – 4-е изд. – М.: Екатеринбург, 2002.
4. История становления и развития экспериментально – психологических исследований в России. – М., 1990.
5. Климов Е.А. Основы психологии: учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997.
6. Краткая философская энциклопедия. – М. Прогресс – Энциклопедия, 1994.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2т. –М, 1989.
8. Лихи Т. История современной психологии. – СПб.: Питер, 2003.
9. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
Исходный контроль уровня знаний:
1. Что входит в понятие «наука»?
2. Что изучает психология?
3. На основе какой науки зародилась психология?
4. Кого вы можете назвать из основоположников психологической науки?
5. Какие методы используются в психологическом исследовании?
6. С какими науками наиболее тесно связанна психология?
Основные вопросы темы:
1. Предмет психологии, задачи, методы.
2. Место психологии в системе наук.
3. Взаимосвязь психологии с другими дисциплинами.
4. Методы психологии.
5. Этические аспекты психологического исследования.
Итоговый контроль уровня знаний:
1. Какие явления изучает психология?
2. Что является предметом и объектом психологии?
3. Наука как один из видов человеческой деятельности, ее цель, продукт, методы.
4. Взаимосвязь психологии и философии?
5. Взаимосвязь психологии и физиологии?
6. Взаимосвязь психологии и медицины?
7. Взаимосвязь психологии и культурологии?
8. Взаимосвязь психологии и педагогики.
9. Методы психологии: наблюдение?
10. Методы психологии: эксперимент, квазиэксперимент.
11. Методы психологии: тестирование?
12. Валидность и надежность методов психологии?
13. Этика психологического исследования?