Проблеме лидерства и эффективного его использования в современном менеджменте отводится особое значение. Теории лидерства стремятся выяснить, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Многие исследователи справедливо подчеркивают, что для успешного выполнения своих функций менеджер должен быть и лидером. Рассмотрим эти понятия детальнее с точки зрения их сути и взаимовлияния в процессе практического их использования в руководящей деятельности. Слово лидер обозначает того, кто ведет за собой, возглавляет. Лидер осуществляет важную функцию управления — показывает путь движения вперед, ведет исполнителей за собой. Сегодня в мире сложилась такая ситуация, в которой без признанных лидеров невозможно выжить ни предпринимательской, ни любой другой организации. Лидерство является тем видом деятельности, который, рядом с руководством и принятием решений, присущ всей системе управления. Если эффективный руководитель однозначно положительно влия-
|
|
Глава 9
ет на эффективность управления, то эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями. Об эффективности лидера можно судить из того, в какой мере он влияет на персонал организации. Иногда эффективное лидерство (неформальный лидер) может быть преградой для достижения цели организации.
Между руководством и лидерством есть определенные отличия. Так, если руководство — это умственный и физический процесс, приводящий к тому, что подчиненные выполняют решения руководителей и решают определенные задачи; то лидерство — это процесс, при помощи которого одно лицо влияет на членов группы, при этом не обязательно занимая формальную должность. Должность руководителя — это результат сознательного действия формальной организации. Лидерами становятся не по воле организации, и действия лидеров не ограничиваются рамками юрисдикции определенных формальных структур.
Теория лидерства стремится выяснить и предвидеть, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему, исходя из необходимости направления усилий персонала на достижение цели организации в конкретных условиях.
В соответствии с теорией личных качеств лидерства (теорией больших людей), лучшие руководители — это те, которые имеют определенный набор присущий всем людям личных качеств. Например: знания, интеллект, честность, здравый смысл, инициативность и т. п. Зная о необходимости этих черт для нормальной, продуктивной жизни в обществе, люди могут учиться воспитывать их в себе и становиться эффективными руководителями.
|
|
Определение лидерства с позиции поведения руководителя основывается на том, что его эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения с подчиненными. Этот подход развит в теории стилей руководства.
Практика управленческой деятельности свидетельствует, что на эффективность руководства, кроме личных качеств и поведения руководителя, решающее влияние могут оказывать и другие факторы. Поэтому современная теория лидерства преимущество основывается на ситуационном подходе. Разные ситуации предусматривают разные способы влияния на персонал, то есть руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в разных ситуациях.
Деловым людям, независимо от места ведения бизнеса, необходим лидер мысли, лидер интуиции, лидер действия, лидер результата.
Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие:
— искусство быть равным, то есть способность налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
— искусство быть руководителем, то есть способность руководить подчиненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, которые приобретает руководитель вместе с властью и ответственностью;
�999999999999999�
Руководство — форма управления предприятием
— искусство решать конфликты — способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, отслеживать последствия психологических стрессов;
— искусство обрабатывать информацию — способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию, верно ее оценивать и эффективно использовать;
— искусство принимать нестандартные управленческие решения — способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты, действия, информация и цели неоднозначны или вызывают сомнение;
— искусство распределять ресурсы в организации — способность выбрать необходимую альтернативу, найти оптимальный вариант при условиях ограниченности времени и недоступности других видов ресурсов;
— дар предпринимателя — способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации;
— искусство самоанализа — способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию.
Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, называют "преобразующими лидерами". Перечень личных черт преобразующего лидера такой:
— видение ситуации, проблемы, то есть создание для себя самого образа организации и "перенесения" своего видения в сознание персонала, разработка конкретных путей и средств достижения цели;
— целостность характера — верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, цели и средств ее достижения;
— вера в людей, заинтересованность в людях, доверие к людям, доверие людей к лидеру;
— бескорыстие — служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ;
— благосклонность (преданность) к организации: организация — второй дом, подчиненные — это дети, все блага — для организации;
— творческие способности — поиск нового, преобразование существующего с целью достичь лучшего;
— твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказывать, положительное отношение к единоначалию;
— умение общаться — деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитетное окружение;
— умение рисковать — побуждение персонала к инновациям, оценка ин-новаторов, поведение с учетом ситуации;
— способность находить элегантные и простые решения сложных проблем;
|
|
— уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуациях, которые побуждают окружающих также сохранять спокойствие и действовать продуманно.
Глава 9
Под лидерством понимается способность оказывать влияние на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их усилия на достижение целей организации, фирмы, предприятия. Лидерство как определенное социальное отношение включает четыре главные переменные: 1) характеристику лидера; 2) позицию, потребности и другие характеристики его последователей; 3) характеристику организации — ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению; 4) социальную, экономическую и политическую среду. По мнению Мак-Грегора, лидерство не является качеством, присущим индивиду, это сложное отношение указанных переменных. Влияние лидеров проявляется в изменении настроений, формировании желаний и представлений о развитии бизнеса. Проведенный опрос 1500 менеджеров европейских компаний показал, что к наиболее важным лидерским качествам руководителя относят:
— способность формировать эффективную команду (96 %);
— прислушиваться к мнению коллег и подчиненных (93 %);
— принимать самостоятельные решения (87 %);
— вовлекать других в осуществление решений (86 %).
Под влиянием понимается любое поведение индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т. п. другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, могут быть самыми разнообразными — от просьбы до самых строгих угроз. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть. Любая человеческая деятельность так или иначе связана с проявлением властных отношений. Но в экономической теории чаще говорят не о власти, а об отношениях, правах, полномочиях, влиянии или о силе воздействия субъекта на объекты своей деятельности: на людей или же на вещи. В общении и публикациях мы часто указываем на силу влияния, о чем бы не шла речь, о принуждении, обычаях и традициях, искусстве, авторитете, законе, вере и убеждении, внушении или привычках. Несмотря на очевидные различия между этими понятиями, в каждом из них интуитивно улавливается один и тот же внутренний смысл — везде подразумевается силовое, принудительное ограничение свободы выбора. Это позволяет рассматривать власть в первом приближении как систему ограничений свободы личности.
|
|
Какой бы формой организационной деятельности мы не интересовались, мы прежде всего стремимся узнать, кто возглавляет соответствующую организацию. Затем мы интересуемся соответствующими качествами или полномочиями, подтверждающими это командное положение. Один из крупнейших экономистов XX в. Дж. Гэлбрейт власть на предприятии увязывает с собственностью на факторы производства и изменением их роли с развитием общественного производства. Анализ различных подходов дан в его работах "Новое индустриальное общество" и "Экономические теории и цели общества". Власть он определяет как способность одного человека или целой группы людей навязывать свои цели другим. Ее наличие порождает три во-
Руководство — форма управления предприятием
проса: кто этой властью обладает (ибо это не всегда бывает очевидным); для достижения каких целей ее используют; и каким образом добиваются согласия или повиновения всех остальных?
В теории менеджмента организаций власть, во-первых, определяет круг ответственности перед высшим руководством, и в этом понимании формальная власть допускает применение принудительных санкций; во-вторых, обеспечивает профессиональную экспертизу участвующих в принятии решений, путем привлечения в управленческую иерархию необходимых и авторитетных экспертов; в-третьих, обеспечивает координацию усилий всех членов организации.
В отличие от представлений классического менеджмента, для которых формальная власть — это неотъемлемый и единственный аспект эффективного менеджмента, позже была показана возможность успешного использования других форм влияния, в частности убеждения и профессионального авторитета. Ключ к мотивированию подчиненных необходимо искать таким образом, чтобы использовать тот вид влияния, который отвечает конкретным обстоятельствам.
Идея "власть вместе", а не "власть над" состоит в том, что использование власти или авторитета означает просто побуждение к действию и инициирование соответствующих изменений. Традиционно в менеджменте мы представляем себе "власть над" разными ресурсами производства, в то время как "власть вместе" является более конструктивным способом влияния на персонал организации. Понятие власти может реализовываться скорее как общая, а не принудительная деятельность. Концепция "власти вместе" предусматривает взаимосогласованное поведение как процесс, в котором менеджер может влиять на других менеджеров, в то же время они могут влиять на него. Одновременно для работников открываются информационные каналы, и предоставляется возможность влиять на менеджеров. Это происходит в тех случаях, когда индивиды и группы знают свои функции и каждая функция отвечает способностям индивидов и групп, выполняющих единые задачи. Вопреки распространенным представлениям о потоке властных полномочий в иерархии сверху книзу, на самом деле функциональная власть находится в тесной связи с положением работника в организации, его рабочим местом. Власть не имеет ничего общего с вертикальным измерением: босс не делегирует власть, как он себе это понимает или воображает; мера и направление делегирования заложены в самой структуре организации. Философия делегирования определяется уже тогда, когда разрабатывается или выбирается структура организации.
Практический интерес для теории и практики менеджмента представляет соотношение понятий власть и авторитет. Если рассматривать власть как право, которым наделен человек в силу своего служебного положения (должности) в организации, тогда власть не персонифицирована и не имеет ничего общего с личностью. Наоборот, авторитет всегда идентифицируется с личностью, ее способностью побудить других к соответствующим действиям. Пользоваться авторитетом — означает лишь обеспечивать возможность того,
Глава 9
чтобы что-то делалось. Руководить — означает использовать авторитет как средство для достижения конкретной цели. Авторитет в организации — это влияние или способность лидера побудить других к выполнению возложенных на них обязанностей.
В соответствии с теорией восприятия Ч. Бернарда, власть имеет объективный и субъективный аспекты. В первом случае власть имеет прямое отношение к характеру самого распоряжения или сообщения сверху. Власть, считал Бернард, направляется от иерархической пирамиды к ее вершине, мера признания законности, оправданности сообщения (распоряжения сверху) определяется тем, насколько оно согласовывается с интересами персонала, насколько персонал физически и умственно подготовлен, чтобы действовать в соответствии с распоряжениями.
Так или иначе власть сводится к весьма реальной возможности влиять на поведение других. Во всех организациях (трудовых коллективах) для достижения эффективного их функционирования необходимо надлежащее применение власти. В различных подразделениях организации руководитель зависит от своего непосредственного начальства, подчиненных и коллег. Фактически эти группы представляют собой часть окружающей руководителя среды. Без содействия этих людей руководитель не может эффективно осуществлять свои функции. Многие руководители также напрямую зависят от людей и организаций, находящихся вне их собственной организации — поставщиков, заказчиков, конкурентов, регулирующих их деятельность ведомств. В идеальном варианте все эти люди и силы будут охотно сотрудничать с руководителем и предоставлять все необходимое для выполнения работы и достижения целей организации. К сожалению, практика делает эту работу несколько сложнее. Даже в том случае, когда руководитель обладает четко определенными полномочиями, направлять усилия подчиненных на реализацию поставленных целей не всегда оказывается возможным. Например, подчиненные могут отказаться выполнить просьбу руководителя, тем самым сведя его полномочия на нет. Даже если такой проблемы не возникает, руководитель часто зависит от людей, которые формально ему не подчинены. Если же руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с различными группами трудового персонала, то он не сможет полноценно выполнять свою работу, а это не может не снизить эффективности как индивидуального трудового вклада, так и деятельности всего коллектива работающих. Власть и влияние, инструменты лидерства являются фактически единственным средством, которым располагает руководитель для разрешения подобных ситуаций. Без власти нет ни организации, ни порядка.
Рассматривая отношения власти между руководителем и подчиненным, не следует забывать о "балансе власти". Руководителю следует помнить, что подчиненные тоже обладают определенной властью и могут влиять на руководителя.
Обычно руководитель имеет власть над подчиненным потому, что последние зависят от него в таких вопросах, как повышение заработной платы, рабо-
Руководство — форма управления предприятием
чие задания, продвижение по службе, расширение полномочий, удовлетворение социальных потребностей и т. п. Однако в некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чье содействие необходимо для руководителя. Например, вспомогательный, обслуживающий персонал больниц имеет власть, так как лечащие врачи в значительной мере зависят от них.
Следовательно, руководитель должен четко осознавать, что подчиненные часто тоже обладают властью. Поэтому использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызывать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят реально продемонстрировать свою собственную власть, что может привести к весьма негативным и даже опасным последствиям. Поэтому благоразумный, уравновешенный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти. Кроме подчиненных, над руководителем могут иметь власть и коллеги. Скажем, если руководитель по финансовым или производственным вопросам зависит от услуг отдела по обработке данных, то не трудно понять, что начальник этого отдела тоже может иметь над ним некоторую власть, хотя и невидимую для окружающих.
Возросшее значение компьютеров в хозяйственной и социальной деятельности привело к тому, что возросла власть персонала служб, подразделений обработки данных. Чем больше необходимой информации, ресурсов или услуг один руководитель дает другому, тем больше его власть над ним. Секретари, помощники руководителей тоже не безликие существа в управленческой иерархии, хотя, на первый взгляд, их служба кажется простым исполнительством, выполнением распоряжений, команд начальства. Однако это не совсем так. Поскольку секретари руководителей как правило знают, с кем нужно связаться, чтобы получить конкретную информацию для руководства, то они также часто держат в руках значительную долю власти, хотя и неформальной и "не бросающейся в глаза". Рассмотрение власти как коллективного продукта общества убеждает, что отношения власти являются взаимообязывающими и осуществляются главным образом при помощи законной власти или ведения переговоров, которые подкрепляются общей приверженностью "правилам игры".
Для того чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы влиять необходимо иметь "корни", основу власти. Здравый смысл подсказывает, что для обладания властью необходимо обладать возможностью держать под своим контролем что-либо важное для исполнителя, то, что обусловит его зависимость от вас и заставит его действовать так, как желаете вы. Это "что-то" есть у каждого из нас. Это — потребности. Власть основывается на обращении к активным потребностям исполнителя. Власть может принимать разнообразные формы:
— принуждения, когда власть имеющий использует возможность наказывать, лишая исполнителя какой-то насущной потребности, или доставляя ему какие-то другие неприятности;
Глава 9
— вознаграждения, когда влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность исполнителя или же доставить удовольствие;
— экспертная власть предполагает ситуацию, когда влияющий имеет право отдавать приказания, а исполнитель считает долгом — подчиняться ему. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной властью. Она действенна, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы правовые полномочия управлять другими людьми (работниками).
Законную власть человек получает из разнообразных источников, наиболее часто от существующей системы законодательства. В соответствии с теорией М. Вебера, законная (легитимная) власть может быть трех типов: рациональная, основанная на законе и компетенции; традиционная, основанная на незыблемых обычаях и традициях; харизматическая, основанная на святости, личном мужестве, идеальных манерах.
Рациональная власть основана как на законных основах, так и на способностях людей, которые занимают высокое положение, отдают распоряжения и требуют покорности. Директора предприятий, ректоры университетов имеют рациональную власть, которая оправдывается законом.
Традиционная власть, в отличие от рационально-легитимной, основана на святых традициях, общепризнанных принципах и идеях. Власть родителей в семье, власть монархов, королей и т. п.
Харизматическая власть основана на признании людьми святости, мужества или на благородном поведении личности. В отличие от других видов, харизматическая власть имеет явно выраженный индивидуальный характер и непосредственно связана с конкретным человеком. Хотя М. Вебер признавал реальность харизмы, тем не менее считал, что она начинает действовать в том случае, когда уже не действуют все другие формы власти, необходимые для достижения соответствующего уровня порядка.
Различные формы власти — это своего рода инструменты, с помощью которых руководитель может заставить, убедить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы и неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации.
В последнее время внутренняя среда фирмы, предприятия претерпела значительные изменения. Очень часто в ее подразделениях, звеньях все имеют высшее образование. Этот более высокий образовательный уровень во многих случаях ликвидировал интеллектуальный разрыв между руководителями и исполнителями. С годами социальные и финансовые различия между людьми также изменяются. Следовательно, становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традициях и даже компетенции. Поэтому возрастает необходимость поиска способов сотрудниче-
Руководство — форма управления предприятием
ства со стороны исполнителя, чтобы иметь возможность на него влиять. Здесь заслуживают внимания две формы влияния, способные побудить исполнителя к активному сотрудничеству — это убеждение и участие. Эффективность руководства можно повысить только совершенствуя свои навыки в этих двух видах влияния.
Убеждение как форма влияния представляет собой эффективную передачу своей точки зрения. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Например, даже при условии, что руководитель обладает полномочиями для внедрения новой организационной структуры без согласования с подчиненными, все же правильней и практичней выслушать все мнения и объяснить, почему перемены желательны. Активно добиваясь поддержки, руководитель оказывает сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель испытывает потребность в знаниях и авторитете, сила влияния руководителя путем убеждения возрастает. Чтобы добиться влияния путем убеждения, руководитель может пользоваться логикой или эмоциями. При выборе аргументов руководитель должен учитывать интеллектуальный уровень подчиненных: они не должны быть слишком сложными, но и не должны быть упрощенными. Цель, которую ставит перед собой руководитель, не должна противоречить системе ценностей его подчиненных.
Влияние путем убеждения содержит в себе как сильные, так и слабые стороны. Самая слабая сторона такого влияния — медленное воздействие и неопределенность. Чтобы убедить кого-либо в чем-то, требуется, очевидно, больше времени и усилий, чем издать приказ, подкрепленный юридической (законной) властью, основанной на принуждении, традиции, силе примера. Влияние путем убеждения имеет чаще всего одноразовое действие и не означает отказа от использования других инструментов влияния.
Самое большое преимущество убеждения заключается в том, что выполнение работы человеком, на которого влияют, не нужно будет проверять, и он, по всей вероятности, постарается выполнить ее в большем объеме, чем минимальные требования, считая себя в некотором роде соавтором задачи. Человек, получивший приказ, подкрепленный принуждением, обычно выполняет его по минимуму.
Однако, преимущества убеждения содержат лишь потенциальные выгоды. В некоторых случаях принуждение может оказаться более эффективным, чем убеждение. Добиться эффективного влияния путем убеждения можно при помощи следующих правил:
— точного определения потребностей подчиненного (слушателя) и обращения к этим потребностям;
— разговор следует начинать с того, что придется по душе слушателям;
— создания образа, вызывающего большое доверие и ощущение надежности;
— просить больше, чем на самом деле нужно или хочется. Однако этот подход может сработать и против вас, если вы запросите слишком много;
Глава 9
— говорить, сообразуясь с интересами слушателей, а не своими собственными. Частое повторение слова "вы" поможет слушателю понять, как соотносится с его потребностями то, что вы, влияющий, хотите, чтобы он сделал;
— если высказывается несколько точек зрения, постарайтесь говорить последним: аргументы, выслушанные последними, имеют наибольший шанс повлиять на аудиторию, хотя, конечно, могут быть и неприятные исключения из этого апробированного приема убеждать аудиторию слушателей.
Влияние с помощью вовлечения подчиненных в управление связано с обращением к потребностям высокого порядка. Однако участие как метод влияния следует использовать, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами. Относительно малоинициативных, консервативных по своей натуре рабочих применение данного метода наверняка будет малоэффективным. Сами руководители прибегают к этому методу сдержанно, так как зачастую управляющие не хотят отказываться от своих традиционных полномочий и прерогатив.
Следовательно, главными барьерами на пути к переходу к новым методам организации рабочих мест и трудовых отношений, как ни странно может показаться на первый взгляд, выступают менеджеры, которые более комфортно чувствуют себя, отдавая приказы, не вовлекая рабочих в сложный процесс взаимного участия, и рабочие, которые предпочитают выполнять приказы, не думая.
Среди значительной части высшего управленческого персонала преобладает настроение настороженного отношения к процессу вовлечения работников в процесс принятия решений из-за опасения потерять контроль. Руководители среднего звена также испытывают значительные трудности в приспособлении к ситуации, когда рядовые работники становятся полноправными участниками производственного процесса: переход от методов принуждения и контроля к методам убеждения нелегок. Наиболее частый барьер и зачастую не безосновательный, — это страх, что перемены могут обернуться потерей работы и статуса.
Для эффективного выполнения руководящих функций менеджер должен быть прежде всего лидером и в совершенстве владеть такими современными формами влияния, как убеждение и участие, с помощью которых он может побуждать исполнителей к активному сотрудничеству, опираясь при этом на развитие и применение разнообразных форм власти, основанных на использовании активных потребностей исполнителей.
Следовательно, руководство — это такая комбинация убеждения, принуждения и примера, которая призвана скорее убеждать и побуждать, чем приказывать и принуждать персонал с энтузиазмом выполнять работу, по достижению целей предприятия.
Руководство — форма управления предприятием
9.3. Стили руководства
Управленческое мышление и средства влияния руководителя на результаты деятельности организации изменяются в направлении от одномерного к многомерному стилю управления. Работа руководителя в конечном итоге приобретает определенные, устоявшиеся формы и содержание — стиль руководства. Под стилем руководства подразумевается совокупность наиболее часто применяемых менеджером-руководителем принципов и методов управления. Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, которая выражается в том, какими способами руководитель, выполняя свои функции, побуждает коллектив к инициативному и творческому выполнению возложенных на него задач, как контролирует деятельность подчиненных. Стиль и метод руководства согласуются как форма и сущность явлений. Стиль является формой реализации методов руководства, которую менеджер выбирает в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками.
Каждый метод для своей реализации требует личности с конкретными чертами, которые определяют суть человека как руководителя. Метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Менеджер с присущим лишь ему стилем руководства в своей деятельности может использовать разные методы управления. В своей основе стиль объективен, но опосредуется индивидуальными свойствами личности руководителя. Стиль руководства — явление сугубо индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности, отображает особенности работы с людьми и технологию принятия решений именно этой личностью. Стиль руководства регламентируется личными чертами руководителя, менеджера. В процессе трудовой деятельности формируется исключительно индивидуальный тип руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно.
К объективным факторам, формирующим стиль, относятся: закономерности управления, общеобязательные требования к руководителям конкретных хозяйственных систем, особенности сферы деятельности, уровень иерархии управления, социально-психологические особенности подчиненных, стиль работы вышестоящих руководителей, осознание потребности руководить "на научных основах". В то же время стиль менеджера носит во многом присущие ему индивидуальные особенности (черты субъективности) и во многом определяется также: степенью овладения знаниями современного научного менеджмента; культурно-нравственным уровнем менеджера; степенью соответствия личных качеств менеджера характеру объекта управления; жизненными установками и ценностями менеджера; практическим опытом и деловыми качествами; степенью умения общаться с людьми в процессе управления.
18 — 5-1823
Глава 9
В стиле управления любого менеджера всегда обнаруживаются противоречия между: накопленными знаниями, рациональными принципами и методами управления и степенью овладения ими; степенью овладения теорией и практикой стиля работы; соотношением личного, коллективного и общественного в сознании руководителя; мыслями и словами; словом и делом; адекватными требованиями к другим и к себе в аналогичных ситуациях.
Эффективные действия менеджера, как правило, характеризуются: краткостью изложения мыслей; точностью формулировок проблем и способов их решения; быстротой ориентирования в различных вопросах бизнеса; широтой подхода к рассмотрению проблем, задач текущей и перспективной деятельности; умением взвесить все за и против и быстро найти оптимальное решение; способностью привлечь внимание персонала к самому главному в данный момент для деятельности фирмы; систематичностью, обеспечивающей упорядоченность функционирования фирмы; умением постоянно вызывать у персонала фирмы желание проявлять инициативу и творческую активность, нестандартность мышления.
Критериями оценки эффективности стиля деятельности менеджера являются: степень влияния на постоянное повышение результативности фирмы; его творческий уровень, нацеленность в будущее; влияние на проявление инициативы, развитие творчества, предприимчивости персонала фирмы; наличие программ действий относительно реализации целей деятельности фирмы, ибо отсутствие таких программ или плохие программы — признак плохого стиля менеджера и непригодности руководящего персонала.
Стиль деятельности менеджера непосредственно связан с рациональной организацией его личной работы, в том числе: планированием и распределением рабочего времени; умением проводить совещания, переговоры, беседы; использованием информации и технических средств; постоянным повышением деловой квалификации; искусством проводить свободное время и отдыхать.
Если проанализировать различные взгляды относительно стиля, которые описываются в специальной литературе, нетрудно убедиться в том что в большинстве случаев анализируются: автократический, демократический, либеральный и смешанный стили руководства (табл. 16).
Автократический руководитель обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Автократ намеренно апеллирует к потребностям более низкого уровня своих подчиненных, исходя из того, что это тот самый уровень, на котором они оперируют. Д. Мак-Грегор назвал предпосылки автократичного руководства по отношению к работникам теорией "X". Согласно теории "X":
1) люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
2) у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
3) больше всего люди хотят защищенности;
Таблица 16. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | |||
авторитарный | демократический | либеральный | смешанный | |
2 | ||||
Методы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненным | Ждет указаний от руководства или решения совещания | Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает | Исходя из ситуации, приказывает, предлагает, согласовывает |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимать с себя всякую ответственность | Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных | Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается | Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
Отношение к недостаткам знаний | "Все знает и умеет", редко повышает квалификацию | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных | Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе | Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный |
Таблица 16. Характеристика стилей руководства
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными | Стили руководства | |||
авторитарный | демократический | либеральный | смешанный | |
Методы принятия решений | Единолично решает вопросы | Перед принятием решения советуется с подчиненным | Ждет указаний от руководства или решения совещания | Единолично или коллегиально в зависимости от ситуации |
Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | Предлагает, просит | Просит, упрашивает | Исходя из ситуации, приказывает, предлагает, согласовывает |
Распределение ответственности | Берет на себя или перекладывает на подчиненных | Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями | Снимать с себя всякую ответственность | Чаще всего распределяет ответственность между собой и подчиненными |
Отношение к инициативе | Подавляет полностью | Поощряет, использует в интересах дела | Отдает инициативу в руки подчиненных | Подавляет, когда уверен в правоте, поощряет, если нужно коллегиальное решение |
Отношение к подбору кадров | Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться | Подбирает деловых, грамотных работников | Подбором кадров не занимается | Нерегулярно занимается подбором кадров и без четкой системы |
Отношение к недостаткам знаний | "Все знает и умеет", редко повышает квалификацию | Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику | Пополняет свои знания и поощряет это среди подчиненных | Старается быть в курсе современных проблем, периодически повышает квалификацию |
Стиль общения | Держит дистанцию, не общителен | Дружески настроен, любит общение | Вступает в контакт с подчиненными только по их инициативе | Чаще всего зависит от темперамента, преимущественно коммуникабельный |
Окончание табл. 16
Характер отношений с подчиненными | Жесткий, диктуется настроением | Ровная манера поведения, постоянный самоконтроль | Мягок, покладист | Преимущественно доброжелательный |
Отношение к дисциплине | Приверженец формальной, жесткой дисциплины и строгого распорядка | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | Не требует соблюдения формальной дисциплины, терпим к нарушениям | Поддерживает формальную дисциплину, хотя, иногда "покрывает нарушения" |
Отношение к моральному воздействию на подчиненных | Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникам | Использует различные виды вознаграждения и наказания | Чаще всего пользуется вознаграждением | В зависимости от ситуации и уровня подчиненных применяет разные способы |
Руководство — форма управления предприятием
4) чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе исходных предположений теории "X", автократ обычно максимально централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их, большинство вопросов решает сам, преимущество отдает приказам, наказаниям подчиненных. Всегда строго контролирует и часто вмешивается в работу подчиненных. Очень требователен, даже придирчив. Его в первую очередь интересует выполнение поставленных им задач. Не обращает внимания на отношения в коллективе. Общение с подчиненными специально ограничивает, держится от них на расстоянии. В общении бывает нетактичен, и даже груб. Не любит критики и не реагирует на нее. Свое мнение навязывает подчиненным, принимает решение сам, подавая его как мнение всех.
Демократические руководители при принятии решений ориентируются на обратную связь с персоналом. Некоторые практикуют коллективное принятие решений после ознакомления с информацией, поступившей от персонала, и прислушиваются к их мысли.
Представления демократичного руководителя о работниках, отражающие новый подход в менеджменте, Д. Мак-Грегор назвал теорией "Y":
1) труд — процесс естественный и обычные люди не испытывают неприязни к работе. Если условия работы благоприятные, работа может быть источником удовлетворения, а отказ в ней может расцениваться как наказание;
2) если люди приобщены к организационным целям, они стараются упорно работать, используя самоуправление и самоконтроль;
3) от вознаграждения зависит стремление человека к достижению определенной цели, и самым высшим вознаграждением является удовлетворение его самолюбия и стремления к самовыражению;
4) способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично;
5) обычные люди не только соглашаются нести ответственность, но и готовы добровольно взять на себя ее в зависимости от условий.
Исходя из таких предположений демократический руководитель предпочитает преимущественно механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности к принадлежности, высокой цели, автономии и самовыражения. Настоящий демократический руководитель избегает навязывания своей воли подчиненным, старается решать дела советуясь с подчиненными, особенно в сложном положении, охотно прислушивается к мнению других, многие вопросы целиком выносит на обсуждение коллектива, а единолично решает только самые срочные, оперативные. К подчиненным такой руководитель чаще обращается с просьбой, советом, рекомендациями, реже — приказывает. Требователен, но справедлив, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе, а когда нужно —
Глава 9
отстаивает их интересы. В общении с подчиненными всегда вежлив и доброжелателен, регулярно оповещает их о трудностях, о положении в коллективе, на критику обычно не обижается, а прислушивается к ней. Старается окружить себя квалифицированными специалистами, стремится, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
Организации, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принимаемых решениях и пользуются широкой свободой в выполнении производственных, социальных заданий. Руководствуясь предположениями, что люди мотивированы потребностями более высокого уровня, демократический лидер пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, старается создать ситуацию, в которой люди до некоторой степени сами мотивируют себя, поскольку исходит из того, что их работа по своей природе сама является для них вознаграждением. Такой руководитель старается научить подчиненных вникать в суть проблемы, выдавать им адекватную информацию и показывает, как искать и оценивать альтернативные решения.
В развитие идей Д. Мак-Грегора относительно стиля руководства, высказанных в виде теорий "X" и "Y", в 1981 г. У. Оучи выдвинул теорию "Z". Исходным пунктом концепции Оучи являются положения о том, что человек — основа любой организации, и от него прежде всего зависит успех ее функционирования.
В соответствии с этой теорией, эффективное управление может охватывать работников всех уровней, если рассматривать их как одну большую семью. Как в любой идеальной семье, они работают в полном согласии, приближаясь к единой цели. Менеджеры, придерживающиеся теории "Z", считают, что, если работники ощущают чувство сообщества и причастности к коллективу, они скорее всего будут работать на совесть и с большим энтузиазмом стремиться достичь наилучшего конечного результата.
Теория "Z" предусматривает удовлетворение потребностей низших уровней в иерархии ценностей Маслоу, заботу о благосостоянии работников. Она также отвечает потребностям среднего уровня, поскольку учитывает особенности процесса формирования коллектива. В конце концов, она предусматривает удовлетворение запросов высших уровней, дает возможность брать на себя ответственность и принимать участие в принятии решений. Теория "Z" достаточно эффективна, так как она стремится охватывать потребности всех уровней. Теорию "Z" часто называют японским управлением, так как ее, как правило, связывают с приемами, которые были наиболее последовательно внедрены в бизнес японскими фирмами.
Главными предпосылками теории "Z" являются такие теоретические положения:
1) в мотивах людей объединяются социальные и биологические потребности;
2) люди предпочитают трудиться в группе и групповой методу принятия решений;
Руководство — форма управления предприятием
3) может существовать индивидуальная ответственность за результаты работы;
4) лучше применять неформальный контроль по результатам работы на основе четких методов и критериев оценки;
5) на предприятии должна постоянно происходить ротация кадров с постоянным самообразованием;
6) лучше медленная служебная карьера с продвижением при достижении людьми соответствующего возраста;
7) администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный найм;
8) человек — основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех организации.
Теория "Z" описывает хорошего работника, который хочет (отдает преимущество) работать в группе и имеет стабильную цель деятельности на долгосрочную перспективу.
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом, который постоянно ожидает указаний сверху и даже требует их. Для выполнения какой-либо работы руководителю нередко приходится уговаривать своих подчиненных, сам же он не часто берется за выполнение сложного дела, а предпочитает от него уходить. Решает в основном вопросы, которые назревают сами. Нередко стремится к снижению своей ответственности, контролирует работу от случая к случаю, отличается низкой требовательностью к подчиненным. Недостаточно общителен. Критику обычно выслушивает, даже обещает принять меры, но, как правило, ничего не делает, не стремится пополнить свои недостатки в знаниях. В управленческой работе недостаточно заинтересован и подходит к делу формально.
В научной и учебной литературе выделяется еще такой тип руководителя, который придерживается стиля невмешательства, т. е. выступает, по существу, в роли консультанта, обеспечивая воплощение в жизнь идей своих подчиненных, высказывая свои взгляды или суждения лишь тогда, когда его об этом попросят. Такой подход поощряет персонал к творческому самовыражению, но может оказаться порочным, если коллектив преследует цели, не совпадающие с целями организации. Есть и другие подходы к определению стилей управления.
После Второй мировой войны в Мичиганском университете исследователи этой проблемы продолжили развитие идеи К. Левина о демократическом стиле. Главное внимание они обращали на отличие поведения руководителей разных профессиональных групп (бизнес, армия, государственный аппарат, система образования) и на особенности их характеристик. Вследствие анализа было установлено, что деловое поведение руководителя может быть двух типов: поведение, направленное на работников, и поведение, направленное на задачу.
В первом случае главное внимание руководителя сосредотачивается на человеческих аспектах подчиненных, на создании и поддержке приятной атмосферы в группе. Во втором — на определении конкретных задач для каж-
Глава 9
дого работника на методах трудовой деятельности и контроле за подчиненными. Такой подход к деятельности руководителя можно проиллюстрировать на "шкале направленности" (рис. 30). |
Направленность на работников Направленность на задание
Рис. 30. Шкала "направленности"
На первый взгляд можно сделать вывод, что более эффективно действует группа, в которой поведение руководителя направлено на работников. Но есть немало доказательств того, что более эффективно действуют те группы, в которых руководители используют методику направленности на задачу. Итак, характер направленности не может в полной мере быть критерием выбора стиля руководства. Оказывается, здесь действует много других факторов.
Исследователи Огайского университета в конце 70-х — в начале 80-х годов XX столетия выдвинули стратегию исследования, которая предусматривала выяснение:
а) особенности поведения руководителей рабочих групп;
б) групповой эффективности;
в) меру удовлетворенности подчиненных климатом в группе.
Вследствие научных исследований было установлено, что поведение руководителей и успех групповой деятельности определяются двумя факторами. Во-первых, инициативностью руководителя и подчиненных в деятельности, направленной на достижение цели организации; и, во-вторых, взаимоотношениями лидера с подчиненными при активности первого. Фактор инициативности здесь значительно совпадает с фактором направленности на задачу Мичиганского университета. Но он значительно более широкий. Его влияние распространяется на все общие функции менеджмента (планирование, организацию, мотивацию, контроль).
Отличием подхода к стилю руководства, выдвинутое учеными из Огайского университета, состоит в том, что выделенные факторы — инициатива и взаимоотношения — являются типами независимого поведения. Поэтому они размещаются на отдельных векторах. Поведение руководителя при таких условиях приобретает большое разнообразие (см. рис. 31).
Здесь мы имеем дело с двумерным представлением руководства. Возникает далеко не риторический вопрос, какой из стилей руководства считать наиболее эффективным?
В процессе дальнейшей разработки проблемы исследователи столкнулись с большим количеством переменных, которые учесть невозможно. Новые условия требуют новых подходов. Наибольшее внимание и признание получила разработанная Р. Блейком и Дж. Моутоном управленческая решетка.
Авторы решетки доказывают, что руководители организаций действуют по двум параллельным направлениям: концентрируют внимание на произ-
Руководство — форма управления предприятием
Взаимоотношения
О 5
Рис. 31. Векторы "инициатива" и "взаимоотношения"
10 Инициатива
водстве и на людях. В зависимости от акцента на эти направления руководитель может оказаться в любом квадрате решетки, то есть использовать стиль, характерный для этого квадрата (рис. 32).
Рис. 32. Управленческая решетка
Эта решетка в закодированном виде имеет 5 базовых типов поведения, которые характеризуют стиль управления каждого руководителя:
Глава 9
9:1 — диктатор (авторитарный, директивный тип управления). Главное внимание уделяет производству и недостаточно внимания обращает на отдельных людей и коллектив в целом;
1:9 — демократ (коллективистский тип, свой парень). Главное внимание уделяет людям, укреплению духа коллективизма и созданию благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе;
1:1 — пессимист (либеральный тип, невмешательство). Не уделяет внимания ни людям, ни производству; он не на своем месте;
9:9 — организатор (деловой тип, компетентный). Максимум внимания уделяет людям и производству;
5:5 — манипулятор (взвешенный тип, интеллектуал). Приблизительно поровну уделяет свое внимание людям и производству.
Названые типы служит основой для декодирования всех квадратов "решетки".
Разнообразие стилей руководства в современном менеджменте являются отражением достижений практики управления и разных взглядов теоретиков на эту проблему. Идеи и практические выводы современных теоретиков могут быть с успехом использованы в конкретных ситуациях современного менеджмента.
Менеджер, который хочет работать как можно эффективнее, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Руководитель должен научиться пользоваться различными стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Лучший стиль руководства тот, который ориентирован на реальность. В специальной литературе "эффективным" считается стиль руководства, который изменяется в зависимости от ситуации. Поэтому ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным, соответственно и наиболее квалифицированные руководители — это те, которые могут вести себя по-разному в зависимости от реальной обстановки. Приспособление принципов руководства к текущим нуждам бизнеса называется ситуационным управлением, или руководством с учетом непредвиденных обстоятельств. Такой подход более эффективен, чем твердая приверженность какому-то одному стилю руководства. Поэтому в действительности эти стили управления, как правило, встречаются не в чистом виде, а в различных сочетаниях.
Результативность того или иного стиля управления определяется конкретными условиями деятельности руководителя, которые, как правило, изменчивы. Например, переход к авторитарному стилю управления оправдан лишь при неблагоприятных условиях выполнения задач. В других случаях более продуктивен демократический стиль руководства. Несколько ниже показатели авторитарно-демократического и авторитарно-либерального стилей управления. Наименее эффективен либеральный стиль руководства. Наиболее благоприятные условия для решения задач современного предпринимательства создаются в тех коллективах, где в стиле управления преобладают компоненты демократичности.
Руководство — форма управления предприятием 283
Удовлетворенность внутриорганизационными отношениями выше при демократическом стиле управления. Авторитарное руководство отрицательно сказывается на социально-психологическом климате в коллективе. Дисциплинированность наиболее развита в коллективах с демократическим и авторитарным стилем руководства и наименее — при либеральном стиле руководства.
Менеджер, опираясь на свои знания, опыт, интуицию, создает собственное представление о будущем бизнеса, перспективах фирмы. К важнейшим обстоятельствам, которые скорее всего будут оказывать на руководителя большое влияние, относятся следующие.
1. Возрастающее взаимодействие между фирмой и обществом. Общество будет все больше определять приоритеты в распределении народнохозяйственных ресурсов, что поставит фирму, предприятие, отрасль в условия конкуренции и сотрудничества с другими типами организаций, включая различные государственные учреждения, органы образования, здравоохранения, науки, культуры и т. д.
2. Возрастающее влияние информационной индустрии, обусловленное ускоренным развитием новейших технологий, диверсифицированностью и глобальными масштабами общественного производства, активизацией мирохозяйственных связей, а также увеличением числа переменных успеха и, следовательно, возросшей сложностью управленческих решений.
3. Усложнение деятельности фирмы как поведенческой системы.
4. Рассогласованность требований к фирме со стороны внешней среды возрастает. С одной стороны, интенсивная конкуренция, расширение экономических связей и передвижения товаров в глобальном масштабе потребуют более быстрых реакций на изменение предложения и спроса. С другой — задачи по развитию новых видов продукции, передовых, высокопродуктивных технологий и маркетинга все чаще будут приводить к неожиданным изменениям, что неизбежно повысит роль научного предвидения и прогнозирования.
Отмеченные тенденции объективно повысят требования к предпринимательским способностям руководителя. Все меньше решений будет приниматься на основе экстраполяции прошлого опыта и все больше решений потребуют оригинальности. Они будут касаться совершенно новых для фирм отраслей производства, социальной сферы, проблем и ситуаций. Природная склонность к предпринимательству, воображение, творческие способности и готовность к риску станут для руководителя столь же необходимыми, и даже в какой-то мере естественными, подобно тому, как это было во времена первой промышленной революции. Сложность и многообразие задач, возникающих под мощным воздействием происходящих изменений в общественной и хозяйственной жизни, будут вынуждать руководителя все больше учитывать суждения экспертов в тех областях, где у него самого опыт невелик. Такое положение дел требует от руководителя способностей и умения использовать экспертную информацию для конкретных целей фирмы, предприятия, производственного комплекса, отрасли.
Глава 9
Причины таких изменений лежат не только в технико-технологической плоскости современного производства. С ростом сложности и масштабности производства, с интенсивным развитием социальной инфраструктуры руководителю все труднее становится поддерживать уровень своих технических и научных знаний для принятия соответствующих решений. Поэтому, ему все больше приходится полагаться на знания и советы различных технических специалистов, ученых, которые, как правило, не имеют прямых контактов с руководством и никогда раньше не считались частью управленческого аппарата. Следовательно, в высшем звене управления принятие решений по важнейшим вопросам все больше становится коллективным процессом.
Более того, изменяется сама технология принятия решений. В начале столетия, когда фирмы росли и усложнялось их производство, категория управленческого аппарата, именуемая "штаб", также становилась более численной и значительной. Первоначально "штаб" занимался подготовкой решений: собирал, классифицировал, анализировал, и представлял необходимую для решения информацию. Задача "штабных специалистов" сводилась к предоставлению информации, а не к участию в принятии решений. Руководители штабного аппарата управления обычно не обладали какими-то уникальными способностями в принятии решений, каких не было у линейных управляющих. Штабные управляющие являлись "органами чувств" высшего руководства.
Во второй половине XX века ситуация в корне изменилась. Возник новый тип штабного руководства, руководителя, обладающего такими знаниями, которые отсутствуют у общего руководства фирмы. Это прежде всего специалисты по обработке данных, профессионалы по научному решению проблем. Специалисты по обработке данных отвечают за входную информацию для принятия решений, а аналитики-экономисты, социологи и другие знатоки своего дела проводят тщательный анализ последствий альтернативных решений на соответствующих моделях. Таким образом, за более совершенную информацию и анализ последствий решений главный руководитель фактически уступает контроль над важнейшими составляющими процесса принятия решений. Дело может дойти до полного отказа высшего руководства от непосредственного, прямого контроля за принятием решений, который он поручает во многих случаях профессионалам. Некоторые ученые (например, Дж. Гэлбреит) полагают, что на крупных фирмах такой отказ неизбежен и что фактически он уже имеет место.
Контрольные вопросы
Модель цикла управления.
Трехмерная модель управления.
Различные определения управления и целесообразность их использования.
Роль руководителя в жизнедеятельности организации
Факторы, способствующие эффективному руководству.
Лидерство как определенное организацией функциональное отношение.
Власть в системе отношений руководства.
Основа власти и ее формы.
Баланс власти.
Что такое стиль руководства и чем он определяется?
Критерии определения эффективности конкретного стиля руководства.
Характеристика различных стилей руководства.
Теория "X", "Y" и "Z