Рассмотрим упрощенную схему расчета положения центра давления тела вращения, состоящего из нескольких отсеков разного типа. Расчленим это тело на элементы, для которых известны создаваемая ими нормальная сила и точка ее приложения (рис. 10.14).
Для конических головных частей центр давления расположен на расстоянии 2/3 высоты от вершины конуса. Будем считать, что цилиндрическая часть вся в равной мере создает нормальную силу, и точка ее приложения лежит в центре цилиндра. Поскольку хвостовые нецилиндрические отсеки имеют малые углы конусности, то в первом приближении можно считать, что и для них центр давления расположен в геометрическом центре отсека.
Рис. 10.14. Определение положения центра давления
длинного тела
Тогда нормальная суммарная сила для всего корпуса тела вращения, (рис. 10.14) равна , где – нормальные силы, создаваемые головной, цилиндрической и хвостовой частями. Вычислим сумму моментов всех сил относительно носка тела вращения (точки О):
,
где , , … – координаты центров давления указанных частей корпуса ЛА. Знак «+» составляющей момента от нормальной силы соответствует расширяющейся, а знак «–» сужающейся хвостовой части.
|
|
Переходя к коэффициентам сил и относительным координатам, имеем следующее:
,
где ; – коэффициенты нормальных сил, которые определяются обычным образом.