Для того чтобы адекватно воздействовать на развитие конфликта, необходимо понять его. Известен мудрый принцип: сначала необходимо поставить диагноз, а затем лечить болезнь. Фаза осмысления (когнитивная фаза) включает в себя интерпретацию этнического конфликта и диагностирования его процессуальности или динамики. Иногда эту фазу работы с конфликтами называют рефлексивной или когнитивной стратегией, поскольку ее основное назначение — познать конфликт. Очень часто политики недооценивают эту форму антиконфликтной деятельности, поскольку в мировой практике продолжает господствовать силовая традиция нейтрализации антагонизмов. Развитие демократии и либерализма в политическом пространстве, а также стремление к эффективности при нейтрализации конфликтов побуждают политиков прибегать к использованию современных ресурсов деятельности. Познание, в том числе и научное, конфликтного пространства можно отнести к передовым технологиям информационного уровня.
|
|
На первоначальном этапе интерпретации конфликтного пространства необходимо исследовать проблему конфликта. На этом этапе происходит сбор предварительных сведений о конфликте и устанавливаются контакты с его участниками. Опыт посредничества в управлении конфликтами различного уровня свидетельствует, что для контекста конфликтного менеджмента характерна поляризация сторон во взглядах, установках и восприятиях относительно исхода конфликта, а также ориентация на принудительные стратегии окончания конфликта. Первая задача эффективного посредничества состоит в минимизации противоположной идентификации участников конфликта «мы — они», которая является стереотипичной для этноцентризма.
Самое простое воздействие на этой стадии заключается в восстановлении прерванных коммуникаций и обращение к здравому смыслу в понимании конфликта как общей проблемы. Акцент на конфликте как проблеме, требующей решения, означает отказ лидеров сторон от этноцентризма и включает посредника в трехсторонние переговоры в роли консультанта. Отношение к этническому конфликту как решаемой проблеме состоит в доказательстве достижимости позитивного взаимоудовлетворяющего исхода: стороны инициировали конфликт; они могут проектировать условия, которые приближают решение проблемы. В подготовительной фазе посреднического вмешательства новый смысловой контекст противопоставлен конфронтации. Эта деятельность на проблемно-поисковой стадии будет реализована в стратегии, основанной на согласованных решениях с использованием приемлемых образцов взаимодействия.
|
|
Определение этнического конфликта как проблемы не означает, что решение проблем обречено на неудачу. Напротив, проблемы порождают опыт вызова. Оказать помощь в поиске ответных поведенческих реакций на воспринимаемый вызов — задача посредничества. Его успех зависит от социального опыта участников переговоров, готовности отбросить этноцентризм, проявить терпимость в признании интересов оппонента и веры в способность бывшего противника стать партнером в решении конфликта. Третья сторона может создать условия, поддерживающие эту веру. Показателем завершенности первой фазы будет склонность сторон решать конфликт, а не продолжать насильственную борьбу.
Основным параметром второй фазы посредничества, содержание которой составляет диагностика этнического конфликта, является процесс взаимопонимания сторон. Оно может быть достигнуто на основе адекватного и логически связного осмысления причин конфликта, взаимных требований и ожиданий своего окружения. Диагностика конфликта (Г. Кельман) направляет дискуссию в конструктивное русло и становится потенциально позитивным средством решения конфликта. Участникам переговоров оказывают помощь в процессе самоанализа, чтобы иметь более аналитичную картину возникновения конфликта и его возможных исходов. Результатом данной фазы будут: возникновение доверия на переговорах, определение причин конфликта, накопление и анализ фактической информации. Основной показатель ее завершения (Дж. Хеймс) состоит в изменении восприятия противниками конфликтной ситуации. Участники от фиксированных этноцентристских представлений переходят к адекватному пониманию целей, мотивов и объективных причин конфликта.
Мнения исследователей при подобной форме антиконфликтной деятельности расходятся по вопросу о задачах посредничества. Так, по мнению Т. Шеллинга и Д. Берковича, посредник выполняет результирующие задачи: он должен предложить проект соглашения и убедить лидеров сторон в его преимуществах. Посредничество рассматривается как процесс, в котором фаза поиска взаимовыгодного соглашения сторон является главной. Она включает стадию планирования соглашения и его принятия, при доминанте стремления к результирующей стратегии.
По мнению Д. Бартона, в посредническом урегулировании конфликта главными являются когнитивные или рефлективные задачи. Посредник способствует «взаимопониманию сторон через восстановление коммуникации». В конфликтных ситуациях стороны прерьшают связи и следуют этноцентризму, предубежденному отношению к мирному исходу борьбы. Посредством восстановленной коммуникации третья сторона способствует переходу лидеров враждующих организаций на позиции политической толерантности. Будучи толерантными, они способны в двухсторонних переговорах найти приемлемое соглашение.
Бартон ссылается на эксперимент Лондонского центра изучения конфликтов (Англия). Тестирующим случаем был избран конфликт 60-х гг. по поводу Малаккских островов между Индонезией, Сингапуром и Малайзией. В этом конфликте тогдашний премьер-министр Великобритании Г. Вильсон пытался выступить в качестве посредника, но безуспешно. В 1966 г., после предварительного согласия три правительства получили приглашение направить своих представителей в лондонский аналитический центр. В течение 10 дней они общались в ситуации, которую контролировала группа исследователей. Повестка дня включала анализ причин конфликта без предварительного проекта соглашения. Не было договоренностей и соглашений. Спустя некоторое время после эксперимента конфликтующие стороны прекратили вооруженные столкновения и перешли к переговорам о долевом пользовании островами.
|
|
В этнических конфликтах, способных привести к войне, возрастает число иррациональных решений. Угрозы и контругрозы в большей степени мотивируются соображениями престижа, нежели трезвой оценкой соотношения сил. Рефлективное вмешательство посредника направлено на освобождение восприятия конфликтной ситуации от этноцентризма и восстановление толерантности за счет поиска областей конвергенции (сочетания) интересов.
Стадиями рефлективной деятельности посредничества являются: 1) восстановление контакта конфликтующих сторон; 2) формирование доверия на переговорах путем совместной диагностики конфликта и определение совпадающих позиций сторон.
Не все исследователи согласны с ограничением посредничества рефлективной деятельностью. Д. Беркович выдвигает два аргумента: во-первых, восстановление коммуникации в период конфронтации может ожесточить борьбу. Прежде чем садиться за стол переговоров, стороны должны прекратить вооруженную борьбу. Во-вторых, толерантная позиция лидеров на переговорах еще не означает отказ от взаимных предубеждений массовых участников этнического конфликта. Например, Р.Г. Абдулатипов и А.В. Дмитриев, рассматривают рефлективную и результирующую функции посредничества как фазы единого процесса урегулирования этнического конфликта.
Скорее всего, основной функцией рефлективной стратегии является формирование ориентации сторон, участвующих в этноконфлик-те, на поиск совместного решения. Это фаза определения спорных вопросов и причин конфликта. Рефлексивная стратегия посредников направлена также на решение задачи по обеспечению возможности участникам этноконфликта обсудить проблему и разрешить ее. Посредник смягчает эмоциональные реакции конфликтующих сторон друг на друга, переводит внимание с проявления чувства и обид на существо конфликтной проблемы. На посредника ложится трудная задача погасить эмоциональное восприятие конфликта, создать более благоприятную перспективу его урегулирования.
|
|
Исследования этноконфликтов в постсоветском пространстве показали мощное влияние на обострение отношений между этносами психокультурных факторов. Психокультурные концепции этноконфликта ориентируют посреднические структуры и участников конфликтов на сам процесс поиска выхода из конфликтной ситуации. В этом процессе меняется восприятие участниками друг друга, исчезает вражда и страхи, боязнь потери идентичности. Происходит освобождение от этноцентризма. Такие концепции можно считать процессуально ориентированными. Все элементы процесса, а не только результат, в этом пространстве менеджмента считаются важными. Нельзя не согласиться с мнением Ротманна и поддержавшим его отечественным этноконфликтологом В.А. Авксентьевым, согласно которому необходимо различать конфликт интересов и конфликт ценностей (идентичностей). Многочисленные работы по проблемам разрешения конфликтов (структурные концепции) исходят из главенствующего постулата согласования интересов. Разрешение же этноконфликтов, имеющих ценностный характер, требует учета согласования других ценностей, иных мотивов человеческого поведения.
В любом случае переговорный процесс наполняется многоуровневой системой межгрупповой коммуникации, целью которой является устранение отрицательного восприятия конфликтующими этническими группами друг друга, т.е. формирование взаимной толерантности.
Однако несмотря на разделение на конфликты интересов и ценностей (идентичностей), надо понимать, что реальные этнические конфликты трудно поддаются разрешению в какой-то отдельной проблемной области. Видимо, прав Т. Гурр, считающий, что борьба в этнополитических конфликтах разворачивается не просто вокруг материальных или властных проблем, но ради защиты культуры группы, статуса и идентичности. Задача заключается в том, чтобы найти пути, удовлетворения нематериальных интересов наряду с более привычными требованиями экономических возможностей и большего доступа к политической власти.
Нет каких-либо универсальных рецептов урегулирования этноконфликтов, поскольку факторов, воздействующих на конфликт, чрезвычайно много, и отражают они многообразие интересов, ценностей и требований участников. Поэтому в посредническом урегулировании решаются задачи разного профиля. Необходимо преодолеть как психокультурные (ненависть и подозрительность к противоположной конфликтующей стороне, принятие культурных различий в образе жизни, ценностных привязанностей), так и политические барьеры (установка «победы до конца», «сохранение лица», эффект «козла отпущения» и безальтернативности).
Затяжной характер этнонациональных конфликтов (их длительность, чередование конфронтации и временного перемирия) не означает невозможности посреднического успеха в рефлективной стратегии. Он возможен при ограничении причин этнонационализма, основная причина которого заключается в отрицании социетальных потребностей людей в этнокультурной самобытности и в политическом признании. В этой ситуации активность посредника, его знание, опыт и инновативное мышление, использование рефлективной стратегии оказываются катализирующим фактором поиска решения конфликта.
Если принимать в качестве критерия успеха посредничества выполнение мирных соглашений и, следовательно, восстановление политической терпимости субъектов конфликта, то тогда успех посредника зависит от четырех видов причин: а) характера конфликта; б) инфраструктурных факторов; в) позиции конфликтующих сторон; г) активности посредника.
Посредничество способствует отказу враждующих сторон от этноцентризма и переходу на позиции политической толерантности. Посредничество — это миротворческое вмешательство третей стороны (государственных или частных организаций или лиц) в конфликтные отношения сторон с их согласия, занятие переходной позиции между конфликтом и его исходом, содействие поиску взаимоудовлетворяющего решения спорных вопросов в трехсторонних переговорах. На этапе определения спорных вопросов и причин конфликта посредник применяет рефлективные стратегии. Они направлены на освобождение участников переговоров от этноцентризма и определяют области конвергенции интересов. Рефлективные стратегии, используемые посредниками, даже если они не привели к решению конфликта, могут быть полезными, поскольку позволяют создать адекватное понимание причин конфликта и определить общие интересы сторон.