Сущность и содержание стратегического менеджмента

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой.

Стратегия – это генеральная программа действии, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения.[7]

Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь: ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих её позиции на рынке и повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.

А.Г. Поршнев и З.П. Румянцева определяют стратегию организации как генеральный план действий, определяющий авторитеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.

Стратегия присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от её типа – портфельная или корпоративная, конкурентная или бизнес-стратегия, функциональная.[8] Выделяют соответственно и три уровня стратегических решений:

- Корпоративные (портфельные) решения касаются длительности предприятия в целом. Цель их стратегии – выбор подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Стратегии охватывают распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа, диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии, изменения организационной структуры корпорации, выработку единой стратегической ориентации подразделений.

- Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Их цель – обеспечить бизнес план, показать конкуренцию предприятия на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция.

- Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это стратегии производств, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д. Их цель – рациональное распределение ресурсов отдела и поиск эффективного поведения в рамках заданной функции.

Управленческий стиль и степень эффективности высшего звена руководства могут оказать существенное влияние на процесс формирования стратегий в организациях. Именно осознание руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы в условиях перенасыщенного рынка, опираясь только на традиционную политику, является исходным пунктом формирования стратегии предприятия.

Итогом разработки стратегии организации является предварительный проект развития на перспективу. После того как компания определит, каким образом формировать стратегию, можно эффективно следовать путём стратегического менеджмента.[9]

Так что же такое стратегический менеджмент и чем он отличается от других видов менеджмента?

Thompson утверждает, что область которой адресован стратегический менеджмент, это «управленческие процессы и решения определяющие долгосрочную структуру и характер деятельности организации». В это определение включены пять ключевых понятий:

- управленческий процесс;

- управленческие решения;

- временной масштаб;

- структура организации;

- деятельность организации.

Johnson и Scholes выделяют три основных элемента стратегического менеджмента:

- стратегический анализ;

- стратегический выбор;

- реализация стратегии.

David определяет стратегический менеджмент как искусство и науку разработки, реализации и оценки перекрёстно – функциональных решений, позволяющих организации достичь своих целей. Это подразумевает, что стратегический менеджмент концентрирует внимание на интегрировании управленческих способностей и таких методов, как маркетинг, финансовый учёт, управление человеческими ресурсами, производственный менеджмент и НИОКР в целях достижения успехов организации, то есть это набор управленческих решений и действий, определяющих её долгосрочное функционирование.

Wheeleh и Hunger утверждают, что стратегический менеджмент включает в себя «сканирование» среды деятельности (как внутренней, так и внешней), формирование стратегий (стратегическое или долгосрочное планирование), реализацию стратегии, её оценку и контроль. Делают особый упор на мониторинг и оценку внешних возможностей и угроз в свете достоинств и недостатков корпорации.

Итак, стратегический менеджмент это симбиоз науки, интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям. Это высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающих связь организации со средой, обновление организации и её продукции, реализацию текущих планов и активное включение всех работников в реализацию задач организации и поиск наилучших путей достижения её целей.[10]

Содержание понятия стратегическое управление включает 3 аспекта, это:

- сфера деятельности по управлению, подразумевающая реализацию выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;

- процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;

- область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

Сущность стратегического менеджмента состоит в управлении в социально-экономических системах, в которой можно выделить 3 стороны:

1. Функциональную.

Управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленных на достижение определенных результатов, что позволяет понять каков механизм целеполагания и обеспечения целей: здесь объектами рассмотрения будут виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, а также результаты деятельности компании и их зависимость от факторов внутренней и внешней среды.[11]

2. Процессную.

Управление – действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. процесс подготовки к принятию решений, что позволяет понять, как строится и действует технология управления: объекты рассмотрения здесь стадии процесса управления, его этапы и их последовательность, организация работ, затраты и т.д.

3. Элементную.

Управление – деятельность по организации взаимосвязей определенных структурных элементов, что позволяет изучить внутреннее строение системы): объекты здесь организация труда работников, стиль управления, техническая оснащенность, информационная система и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: