Что такое командный менеджмент?
Командный менеджмент как подход в управлении, появился на рубеже 80-х-90-х годов. Это, прежде всего, было реакцией на возрастающую конкуренцию и необходимость повышения эффективности деятельности компаний. Рост масштабов ведения бизнеса также способствовал освоению новых форм управления. Командный менеджмент (team management) отражал насущную необходимость компаний в создании оптимальной формы организации для решения бизнес-задач в новых, быстроизменяющихся условиях. Ежегодно Fortune составляет список самых привлекательных с точки зрения трудоустройства компаний США и мира. Большинство компаний в этом рейтинге включают в бизнес-стратегию ''ориентацию на сотрудничество'' и ''поощрение командной работы на самом высоком уровне управления''. Командный менеджмент – это направление теории и практики управления организацией, опирающееся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов (Институт Тренинга, 2006).
Теория и практика командного менеджмента предполагает участие работников в самоорганизации и самоуправлении совместной деятельностью, взаимный контроль, взаимопомощь и взаимозаменяемость, проясненность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, повышающую индивидуальную ответственность за результаты труда, всемерное развитие и использование индивидуального и группового потенциалов.
|
|
Необходимость команд Э.Гроув, СЕО компании «Intel», обосновывал так: «Вы должны планировать так, как это делает пожарное отделение: там не могут предугадать, где будет следующий пожар, поэтому они формируют энергичную и эффективную команду, которая сможет реагировать как в обычных, так и непредвиденных ситуациях».
Е.Полушина, коммерческий директор компании «Вендорус», видит в командном стиле работы основу успеха Компании: «Я уверена, что главное преимущество современной компании – это сильная команда. Создавать хороший продукт, правильно организовать систему дистрибуции и программу продвижения могут только творческие, грамотные, интересные, активные и просто очень хорошие люди.
Под командными эффектами в бизнесе мы понимаем конкурентные преимущества, создаваемые путем системного формирования и развития команд в организации на всех уровнях структуры и межфункционального взаимодействия (Институт Тренинга, 2005).
Каковы следствия устойчивых командных эффектов в организации?
1. Согласованность в действиях сотрудников всех уровней структуры в ситуациях:
· противоречия интересов;
· Неопределенности цели;
· Неопределенности способа действия.
2. Высокая управляемость, основанная на индивидуальной и коллективной ответственности.
|
|
3. Высокая скорость внедрения.
4. Лояльность и приверженность менеджменту:
· Снижение текучести кадров;
· Развитие компетенций состава, за счет наставничества и добровольного взаимообучения;
· Снижение затрат на адаптацию персонала;
· Снижение субъективной значимости постоянной части компенсационного пакета.
5. Повышается вероятность принятия более проработанных и качественных решений.
6. Надежность (особенно в случае форс-мажорных ситуаций) при общем снижении затрат на контрольные функции:
· повышение результативности;
· снижение зависимости от отдельных сотрудников (в том числе, руководителей всех уровней);
· повышение самоорганизации, самоконтроля;
· групповой контроль (линия контроля внутри группы жестче, чем контроль внешней среды).
7. Повышение стоимости «бренда» за счет согласованности представления о Компании формируемой контактным персоналом во внешней среде (без дополнительных финансовых вложений на рекламу и PR).
8. Инициатива в создании новых стандартов, путей оптимизации, поступающая от членов команды.
Остановимся более подробно на том, что совершают современные организации для создания и развития команд в организациях.
Во-первых, эти шаги связаны со структурными изменениями внутри организации. Это реакция на повышение неопределенности и изменчивости внешней среды.