Алгоритм внедрения маркетинга (или постановки) разработан консалтинговой компанией БИГ (Москва, бизнес-процессы, бюджетирование, управление персоналом, маркетинг, управленческий учет и др.).
1.ЭТАП
Внедрение в компании рыночной идеологии.
2.ЭТАП
Выбор ключевых компонентов маркетинга с учетом специфики предприятия. Маркетинговая деятельность сводится к четырем основным процессам (комплекс маркетинга):
- исследование рынка,
- разработка товарной номенклатуры,
- формирование для нее ценовой политики,
- обеспечение продвижения и продаж.
3. ЭТАП
Организация стандартного управленческого цикла по отобранным компонентам и определение перечня необходимых функций маркетинга.
С этой целью строят двухмерную матрицу-генератор, используя, классификатор компонентов маркетинга и классификатор этапов управленческого цикла в качестве системы осей координат. Это трафарет внедрения маркетинга на предприятии.
4. ЭТАП
Определение подразделений участвующих в выполнении функций маркетинга. Закрепление части функций за специализированным отделом маркетинга. На данном этапе разрабатывается Положение о маркетинговой службе. Максимальное подключение всех! звеньев предприятия к решению маркетинговых задач и превращение маркетинга в явление диффузии, обеспечивает реальную маркетинговую ориентацию. Специалисты отмечают, что 50 % и даже больше маркетинговой работы могут выполнять отнюдь не маркетинговые подразделения.
|
|
Специализированный отдел маркетинга выполняет на данном этапе исключительноI специфические функции, требующие наличия специально подготовленных специалистов: маркетинговые исследования, сегментация рынка, реклама. При этом необходимо продумать его информационную роль. Желательно, чтобы в коммуникационной структуре предприятия маркетинговый отдел играл роль информационного "контролера" - звена структуры управления, через которое проходит вся информация и передается в высшее управляющее звено-дирекцию.
5ЭТАП
Весь объем функций маркетинга закрепляется за специализированным подразделением. Функции детализируются в соответствии с технологией их реализации и распределяются между внутренними структурными подразделениями отдела маркетинга - формируется организационная структура отдела.
Одновременно на предприятии осуществляется построение маркетинговой информационной системы (МИС). Основное ее назначение - накопление необходимых данных; для аналитической работы с целью принятий обоснованных управленческих решений.
Маркетинговая служба (отдел или бюро) предприятия должны заниматься решением следующих задач:
|
|
- постоянный мониторинг рынка и анализ все внешней среды (ближнего и дальнего окружения) с целью определения возможных направлений развития предприятия в перспективе;
- организация постоянного сбора, хранения и обработки данных о покупателях с целью выявления тенденций развития рынка и прогнозирования объема продаж в зависимости от состояния внешней среды и возможностей предприятия;
- определение номенклатуры товаров для производства, которые найдут сбыт на рынке, а также потребительских свойств этих товаров;
- разработка товаров рыночной новизны;
- определение наступления стадии спада по морально устаревшим товарам и разработка рекомендаций по их выведению с рынка;
- разработка рыночных стратегий развития предприятия и планов конкретных действий по продвижению товаров на рынок;
- контроль осуществления технологических процессов и их корректировка в случае выявления отклонений, обеспечивающих снижение качества выпускаемой продукции и, как следствие, трудности сбыта;
- создание систем внешних коммуникаций, проведение рекламных кампаний, организация связей с общественностью;
- разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта и рекомендаций по их выполнению;
- участие в создании и развитии миссии фирмы, формирование и поддержание на высоком уровне ее имиджа.