Отличительные особенности правовых семей:
а) Семья «общего права» появилась в Англии и распространилась
в странах английского языка (англосаксонская семья).
Ее характерные черты:
• основной источник права - судебный прецедент;
• общее право создали судьи, которые разрешали споры отдельных
лиц;
• норма общего права конкретна, направлена на разрешение
единичного случая, она не формулирует общее правило поведения на
будущее;
• нормы процессуального права (отправление правосудия, исполнения
судебных решений) более важны, чем нормы материального права;
• судья важнее законодателя: задача судьи - немедленное
восстановление справедливости, он не устанавливает основы
социального порядка;
• «общее право» слабо связано с римским гражданским правом;
• «общее право» не кодифицировано, не имеет деления на отрасли
приобретало черты публичного права в той мере, в какой споры
частного характера затрагивали интересы королевской власти.
б) Семью континентального права называют еще романо-
германской с учетом заслуг в ее становлении университетов латинских
и германских стран. Она характеризуется тем, что:
|
|
• сложилась на основе римского права, деятельности ученых-юристов,
приспособивших для современных условий кодификацию Юстиниана;
• нормы права рассматриваются как нормы поведения, отвечающие
требованиям справедливости и морали;
• задача юридической науки - определить какими должны быть общие
нормы, выражающие разум и справедливость;
• господствующая роль принадлежит закону, законодательство
кодифицировано;
• законодатель творит право, независимо от того является ли он
абсолютным монархом или высшим представительным органом власти;
• юрисдикционные органы (суды) не творят, а лишь применяют право;
• существует, идущие от римского права, деление на публичное и
частное право, на различные отрасли права.
в) Социалистическое право отличается краткой историей, хотя
ведет свое начало из семьи романо-германского права и сохранило
некоторые его черты:
• норму права, изложенную в законе, рассматривает как общую норму
поведения;
• использует понятийный аппарат, терминологию в значительной мере сходную с системой романо-германского права;
• отличается собственной, оригинальной целью - построением
общества без государства и права, поэтому право создает условия
своего собственного отмирания;
• важнейшим источником социалистического права выступает
нормотворчество законодателя (высший представительный орган
власти), выражающего волю трудящихся;
• характеризуется в момент своего становления сломом предыдущей
правовой системы и установлением на известный период диктатуры
пролетариата;
|
|
• законодатель стремится создать новый экономический порядок,
социальный строй на основе государственного планирования и
общественной собственности на средства производства, что приводит к
определенному сужению сферы гражданского права;
• отсутствует деление на публичное и частное право, поскольку право
не знает ничего частного в сфере производства и закрепляет
государственную монополию во внешней торговле и ряде других сфер;
• конституционное закрепление руководящей партии как ядра
политической системы.
г) Семья религиозно-традиционного права существует в странах
мусульманского, иудейского, индусского права, для нее характерно:
• существование наряду с правом, исходящим от государства, других
универсальных социальных регуляторов;
• понимание права, его концепция существенно иные, чем на Западе,
иная правовая идеология и психология;
• в основе семьи лежит представление о неком идеальном праве,
отличающемся от норм, изданных законодателем и от каких-либо
других норм, применяемых в юридической практике;
• право продолжает рассматриваться в качестве опоры социального
строя, отдается должное закону;
• собственно правом считается воля аллаха, бога, изложенная в
священных книгах: шариате (ислам), талмуде (иудаизм), сурдах, ведах
(индуизм);
• законодатель обязан в законотворчестве учитывать принципы
религиозного права;
• данная правовая семья отличается консерватизмом, архаичностью,
неизменностью своих концептуальных основ.
д) Семья дальневосточного права (Япония, Корея, Китай, страны
Тропической Африки, Мадагаскар) в настоящее время активно
модернизируется, приближаясь к европейским семьям, но на
протяжении многих сотен лет для них было характерно:
• исключение права из числа социальных регуляторов;
• место закона, изданного государственной властью занимал (и
занимает) ритуал;
• большинство граждан продолжает жить в соответствии с вековыми
традициями;
• искусственно созданные своды правовых норм обладают в глазах
населения значительно меньшей социальной ценностью, чем традиция
и обычай;
• сохранение и восстановление гармонии в отношениях между
людьми, человека и природы считается важнее уважения к праву;
• право выполняет большей частью орнаментальную роль, человек не
должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого
стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех;
• на первом месте должны стоять воспитание и убеждение, а не власть
и принуждение;
• решение по конкретному спору (возмещение ущерба), должно
отвечать справедливым и гуманным чувствам, а не юридическим
абстракциям.