Методы создания благоприятной экономической среды

Для того чтобы экономика страны развивалась, а не деградировала, как в настоящее время, нужна умная продуманная политика государства, направленная на создание благоприятной экономической среды, способствующей развитию производства в стране. Провозглашение рынка еще не создает рыночных механизмов. Их нужно создавать, последовательно шаг за шагом, наращивая движение к реальному рынку. Это может сделать только государство.

После второй мировой войны экономика Германии и Японии были практически уничтожены. Сейчас обе стороны входят в первую тройку мировых экономических держав мира. Произошло ли это только под влиянием рыночных механизмов? Нет! И в Германии, и Японии была принята продуманная государственная политика в области экономического возрождения своих стран.

Возрождение экономики Германии происходило под воздействием идей и под руководством Людвига Эрхарда. Эти идеи сводились к следующему:

1. Целевой установкой является высокий уровень благосостояния для всех слоев населения.

2. Путь к достижению этой цели лежит через свободную рыночную конкуренцию.

3. Активная и ответственная роль в создании предпосылок и условий для такой конкуренции отводится государству.

4. Высокий уровень благосостояния служит основой для развития гражданских свобод и демократии.

Такая постановка вопроса была понятна всем слоям общества, всему населению и принята с энтузиазмом к реализации - на благо свое и нации.

В Японии также господствовала и господствует рыночная экономика. Но государство создало такую экономическую среду, в которой в плановом порядке, но с помощью экономических рычагов - налогов, прямых субсидий и т.д. - государство трижды за послевоенный период изменяло приоритеты развития японской экономики: создание тяжелой промышленности; переход к развитию точного машиностроения, автомобилестроения, тонкой химической промышленности; завоевание мирового лидерства в точных и наукоемких отраслях: электроника, часовая промышленность, косметика, биохимия и т.д.

На рисунке 5 во внешнем контуре представлены основные экономические рычаги государства, с помощью которых оно может воздействовать на развитие экономики страны. Этими рычагами можно как способствовать развитию экономики страны, так и привести ее к деградации.

Государственный бюджет - это важнейший инструмент, с помощью которого государство может устанавливать экономические приоритеты развития страны и управлять экономическими и социальными процессами. При решении о необходимости поддержки отдельных отраслей народного хозяйства в государственном бюджете должны предусматриваться соответствующие средства. Во всех странах мира в то или иное время осуществлялась государственная поддержка развития хозяйства своей страны. В том числе и транспорта.

Каждая страна должна жить “по средствам”. Аналогично тому, что любая семья может расходовать не больше того, что она зарабатывает, государство может предусматривать в расходной части бюджета столько, сколько оно имеет в доходной части. Бюджетный дефицит - это долг, который рано или поздно придется платить. За сегодняшние долги нашего правительства, возможно, придется расплачиваться нашим детям. Но для того, чтобы отдавать долги, нужно больше зарабатывать. Нужно вкладывать деньги в развитие экономики, а не проедать их. Пока что все внешние государственные займы идут не на инвестиции в развитие экономики, а на текущие расходы, далеко не всегда необходимые. Эта тенденция должна быть коренным образам изменена, в противном случае страна станет страной-банкротом.

Система налогообложения позволяет не только формировать доходную часть государственного бюджета, но и перераспределять финансовые средства в соответствии с государственными приоритетами. Эта система должна быть такой, чтобы стимулировать развитие отраслей, которые жизненно важны для развития страны, предоставляя им налоговые льготы, и, наоборот, ввести дополнительные налоги на деятельность, которая никакой пользы стране не приносит.

Все люди прекрасно поймут введение налоговых льгот для предприятий сельского хозяйства, отечественной промышленности по переработке сельхозпродукции, пищевой промышленности, отдельных видов строительства и т.д. В то же время людям очень трудно понять, когда организации, занимающиеся многократной перепродажей одной и той же продукции (например, посредники, осуществляющие перепродажу продукции естественных монополий) платят те же налоги, что и производители важнейшей продукции. Можно спорить, по каким ставкам, с каких сумм взимать налоги с физических лиц (в разных странах существуют для этих целей различные шкалы налогообложения), но вряд ли стоит сомневаться, что налоги с юридический лиц в нашей монополизированной и коррумпированной стране должны быть дифференцированы, например, как это делалось в Японии в течение длительного времени после второй мировой войны.

Разработка разумной таможенной системы является важнейшим условием внешнеэкономической деятельности страны. В настоящее время наши таможенные нормы и правила не могут понять ни только наши зарубежные партнеры, но и большинство жителей нашей страны. Эти нормы и правила постоянно меняются, причем, зачастую, в противоположном направлении. Бизнесмен, желающий создать производство, связанное с международным обменом комплектующих изделий и готовой продукции, постоянно работает в условиях неопределенности.

В теории управления существует очень важный “принцип преемственности хозяйственных решений”. В соответствии с ним необходимо сначала “семь раз обдумать” направления развития таможенной политики страны, а после этого шаг за шагом реализовывать то, что намечено. Нужен нормальный таможенный кодекс, логичный и понятный большинству населения.

Люди знают и понимают, что все страны на определенном этапе своего развития защищают в разумных пределах отечественного производителя. Необходимо защищать того, кто слаб, но растет и развивается, предпринимает усилия для улучшения своей работы и качества продукции. В то же время не следует создавать тепличные условия для предприятий, которые сами постоянно не совершенствуют свое производство. Конкуренция должна стимулировать развитие производства в России, а не подавлять его.

От непродуманной таможенной политики страдает и водный транспорт. Клиенты зачастую предпочитают оставлять свои грузы, следующие в Россию и из нее, через порты Финляндии и страны Балтии, т.к. таможенный режим в этих портах значительнее благоприятнее, чем в порту Санкт-Петербург. Теряются грузопотоки, теряются рабочие места, порт теряет доходы, в государственную казну поступает меньше налоговых поступлений. И все из-за недостатков в системе таможенного оформления грузов.

Система государственных заказов существует во всем мире. Фирмы борются за государственные заказы, т.к. это обеспечивает им занятость и гарантированный сбыт производственной продукции. В России государственные заказы являются жизненно необходимыми для предприятий, производящих продукцию оборонного назначения. На основе государственного заказа строятся объекты общественного назначения. В настоящее время получение государственных заказов имеет как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, предприятие получает загрузку своих производственных мощностей и гарантированный сбыт продукции. С другой стороны. Государство, зачастую, не имеет денег на оплату продукции, что ставит производителя в тяжелое положение.

Учитывая финансовое положение России, государственные заказы должны размещаться в обязательном порядке на конкурсной основе с тем, чтобы снизить затраты Государственного бюджета на закупку соответствующей продукции и способствовать развитию наиболее конкурентоспособных предприятий.

Субсидирование отдельных отраслей и фирм является одной из форм поддержки собственных производителей. С помощью прямых государственных субвенций в дополнение к налоговым льготам государство может способствовать выживаемости и даже конкурентоспособности тех отраслей и фирм, которые считаются приоритетными для жизнедеятельности государства. В 60-х - начале 80-х годов многие государства предоставляли субвенции своим судостроительным верфям и судоходным компаниям. В настоящее время эта поддержка значительно уменьшилась.

Представлять субвенции могут только государства, которые имеют на это средства. Российские судовладельцы, морские и речные порты надеются на предоставление помощи государством в связи с принятием “Программ возрождения торгового флота России”. Однако практика прошедших лет показывает, что Правительство России выделить значительные средства на эти цели не может, так как их нет. Остается надеется на кредиты зарубежных стран и собственные силы.

Разработка и внедрение антимонопольных законов в нашей стране - один из важнейших элементов повышения эффективности производства и уровня жизни населения. В России существуют 4 естественные монополии: РАО “Газпром”, РАО ЕЭС, «Железные дороги» и Транснефть, а также большое количество предприятий, которые фактически монопольно владеют рынком в соответствующих регионах: телефонная сеть города, жилищно-эксплуатационные предприятия для каждого микрорайона и т.д. Все эти монополисты сдерживают прогресс в соответствующих областях и существенно завышают цены на свою продукцию или услуги.

Во всех развитых странах государство жестко контролирует производственные затраты монополистов, не допуская необоснованного завышения издержек и роста цен монополистов. У нас в стране существует антимонопольный закон, но фактически ни один монополист его не соблюдает, а государственные чиновники не контролируют работу предприятий-монополистов. Необходимо разработать механизм контроля за исполнением антимонопольного закона и обязать контролирующие органы очень жестко следить за работой каждого монополиста с применением суровых санкций к нарушителям закона.

Контроль за ценами на отдельные виды товаров и услуг нельзя не дооценивать. Зачастую необходимо осуществлять контроль не только за ценами естественных монополий. В России имеется перечень предприятий, считающихся монополистами. Но создается впечатление, что не существует действенного контроля даже за ценами этих предприятий. А в российских условиях необходимо в настоящее время контролировать цены многих предприятий, не отнесенных к разряду монополистов. Например, расходы жилищно-эксплуатационных участков растут неслыханными темпами.

Сейчас Правительство контролирует только один вид цен - цену труда - заработную плату работников бюджетной сферы (без государственных чиновников) и пенсии.

Защита существующих и стимулирование создания новых рабочих мест. В конечном итоге экономическое и социальное состояние страны в очень большой степени зависит от степени занятости населения. Чем она выше, чем меньше в обществе процент безработных, тем устойчивее положение страны. Правительства всех стран, прежде всего, защищают свои рабочие места.

Экономисты левого направления очень беспокоятся, что иностранный капитал скупит все наши предприятия, все наше национальное богатство. Простому труженику этого бояться не следует: ему все равно, кто его “эксплуатирует” - иностранный капиталист или “новый русский”. Человеку важно, чтобы у него была работа и за нее платили бы столько, чтобы он чувствовал себя Человеком.

Да, действительно, денег в России сейчас не хватает. И необходимо привлекать иностранные инвестиции, создавая для этого привлекательные экономические условия. Но в том-то и состоит роль государственных органов, чтобы создать законы, стимулирующие использование российских граждан на предприятиях России в первую очередь, и разрешающие использовать иностранных специалистов на этих предприятиях только в тех случаях, когда нельзя найти российского работника соответствующей квалификации. А то, что российские люди умеют работать не хуже иностранцев, убедились очень многие иностранные предприниматели во всех странах мира.

В целом можно сказать, что экономические методы управления будут реально способствовать процветанию России и всех ее граждан в том случае, если и государственные мужи, и бизнесмены, и обычные труженики будут мыслить экономически, понимать, что от них требуется, и поступать в соответствии с логикой экономического поведения, а не вопреки ей (17).

Социально-психологические методы управления.

Кроме административных и экономических методов управления на определенной стадии развития общества все большее значение в управлении приобретают социально-психологические методы.

Социально-психологические методы управления базируются на социальной мотивации людей, стремящихся к самоутверждению и самореализации.

Важнейшими методами социального воздействия являются пропаганда и агитация. Еще Анри Файоль считал одним из важнейших принципов управления - “корпоративный дух”. Каждого работника старались убедить, что он - “человек компании”, что компания - это одна команда, одна семья. Во многих японских компаниях утро начинается с всеобщего совместного пения гимна компании. Поют все - и высшие менеджеры, и рядовые рабочие, подчеркивая единство коллектива. Очень важно, чтобы такие акции проводились постоянно, а не как формальные компании, проводимые перед очередным собранием акционеров.

При рассмотрении функции управления «Мотивация» мы более подробнее остановились на различных теориях и моделях. В последнее время особую популярность в России приобрели книги Дейла Карнеги, особенно “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей”. Действительно, в этой книге дается много практических советов, позволяющих добиваться желаемых результатов, однако надо учитывать, что психология российского человека значительно отличается от психологии “среднего американца”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: