Инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационный цикл

Инновационная деятельность — вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо как новый подход к социальным услугам.

Инновационная деятельностьдеятельность, в том числе научно-исследовательская и опытно-конструкторская, по организации производства, направленная на получение и использование признанных результатов интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств, «ноу-хау») с целью создания нового устройства, нового способа, нового вещества, применение ранее известных устройств, способов и веществ по новому назначению. Это определение не единственное, но именно оно используется в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на1998–2000 годы», а также в статистических целях. [7]

По выражению профессора Стэнфордского университета Джеймса Брайта, " инновационная деятельностьэто процесс преобразования научного знания в физическую реальность, изменяющую общество ". [8] Удачным представляется определение, представленное сотрудниками томского Межведомственного научно-образовательного центра – Инновационная деятельность направлена на "использование результатов научных исследований для производства новой продукции или создания технологии для производства". [9]

Инновационная деятельностьсоздание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений. [10] В соответствии с законопроектом к инновационной деятельности относится деятельность, начиная от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на создание новой или усовершенствованной продукции (нового или усовершенствованного технологического процесса), до реализации готовой продукции (технологического процесса). Сюда же включаются работы, связанные с проведением маркетинговых исследований, созданием и развитием инновационной инфраструктуры, подготовкой и переподготовкой кадров для инновационной деятельности, осуществление технологического переоснащения, подготовки производства, сертификации и стандартизации новых процессов, продуктов и изделий, производство товарной продукции. Таким образом, устанавливается неразрывность процессов научно-технических разработок, производства и реализации. Этим решается одна из сложнейших для нашего государства задач - направленность науки и производства на реальное широкомасштабное использование достижений НТП во всех отраслях экономики и на удовлетворение потребности человека современной отечественной продукцией.

Инновационная деятельность – творческая и производственная деятельность человека, направленная на создание (разработку) и внедрение нововведений, осуществление которой требует определенных затрат (инвестиций) в науку и в основной капитал.

Понятие " инновационная деятельность " (ИД) может трактоваться в узком и широком смыслах.

· В узком смысле "инновационная деятельность" направлена на использование результатов научных исследований с целью получения нового или значительно усовершенствованного продукта, способа его производства или совершенствования социального обслуживания.

· В широком смысле "инновационная деятельность" – это процессы создания, освоения и распространения новых и значительно усовершенствованных видов продукции, услуг, технологий, сырья и материалов, методов организации производства и управления.

Инновационная деятельность включает 3 последовательно-параллельных этапа:

1) научную деятельность;

2) деятельность по воплощению разработок в продукт, технологию;

3) деятельность по внедрению (применению) этого продукта, технологии.

Инновационная деятельность предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Инновационная деятельность (ИД) включает в себя не только инновационный процесс эволюционного преобразования научного знания в новые продукты, технологии и услуги, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, организационно-экономических и управленческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу для различным видам услуг.

ИД носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу ИД включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости, получения дополнительной прибыли. Непременным и обязательным направлением является диффузия, т.е. распространение и тиражированиеновых изделий, технологий, методов организации производства и управления.

Субъекты инновационной деятельности – юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, физические лица РФ, иностранные организации и граждане, а также лица без гражданства, участвующие в инновационной деятельности.

В инновационной деятельности различают 3 вида субъектов:

1) новаторы – лица ли фирмы, являющиеся генераторами научно-технических знаний. Они заинтересованы в получении прибыли от разработанного ими инновационного интеллектуального продукта;

2) ранние реципиенты (пионеры) – предприниматели, первыми освоившие в производстве новшество с целью получения сверхприбыли;

3) имитаторы

· раннее большинство (те, кто вслед за пионерами освоили продукт и получили от этого дополнительную прибыль)

· отстающие (они зачастую терпят убытки).

Основными компонентами инновационной деятельности, образующими сферу инновационной деятельности выступают (рисунок 2):

· новшества формируют рынок инвенций и новаций (новшеств),

· инвестиции – рынок капитала (инвестиций),

· нововведения (инновации) – рынок инноваций.

Рисунок 2 – Схема сферы инновационной деятельности

Поскольку инициация инноваций требует больших затрат, то определяющим является рынок капитала, который протекает в рынок инвенций (не проработанных и проработанных инновационных замыслов). Основным товаром данного рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности. Инвестиции стимулируют и запускают инновационный процесс. Результатом этого является рынок инноваций, т.е. готового реализованного продукта. Обязательным условием инновационного производства является прибыльность. Часть её формирует рынок инвестиций. Таким образом, три рынка замыкаются, образуя сферу инновационной деятельности.

Для обеспечения функционирования инновационной деятельности необходимо создать также определенную инфраструктуру, которая является базой для этой деятельности. В инновационную инфраструктуру включаются организации, фирмы, объединения, охватывающие весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации идей и их отработкой и заканчивая выпуском и реализацией продукции.

Научная деятельность направлена на получение, накопление и обогащение научного знания. Включает фундаментальные, прикладные исследования, конструкторские, проектные, технологические разработки, создание опытных образцов.

К инновационной деятельности относится та часть научной деятельности, которая связана с прикладными научно-исследовательскими работами, разработкой новых видов и моделей машин, технологий, процессов, материалов, потребительских товаров, систем управления. Деятельность по воплощению разработок в продукт, технологию это создание головных образцов, организация и освоение серийного производства новой техники, технологий, материалов, потребительских товаров. Деятельность по внедрению (применению) нового продукта, технологии – продажа новой техники, материалов, потребительских товаров, освоение их эксплуатации, помощь производителей в освоении нового продукта, технологии.

Коммерциализаци я новшества – процесс выведения новшества на рынок

Научно-технический прогресс (НТП) – это понятие, которое включает во взаимной связи и обусловленности: 1) процессы развития науки и реализации ее достижений, совершенствование производства и сферы обслуживания на базе использования достижений науки и техники; 2) процесс поступательного развития науки, техники, производства и сферы потребления.

Из определений НТП и ИД видно, что если рассматривать НТП как процесс, то ИД – составная часть его. Кроме ИД процесс развития науки и техники (НТП) включает развитие фундаментальной науки, а также внедрение новой импортной техники, технологии, применение импортных "ноу-хау". Если рассматривать НТП как результат, то этот результат обеспечивается инновационной деятельностью.

По направленности ИД и НТП (инвестиционно-инновационный комплекс) имеют две ветви:

· совершенствование технологических процессов, обеспечивающее экономию материальных и трудовых ресурсов,

· создание новых видов продукции, обеспечивающее улучшение условий жизни граждан. А для совершенствования технологических процессов, создания новых видов продукции, как правило, нужны новые машины. В связи с этим две трети мировых расходов на НИОКР осваиваются машиностроением.

Инновационный менеджмент как процесс управления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности – процесс управления инновационной деятельностью.

Нет ничего труднее, опаснее и неопределеннее, чем руководить введением нового порядка вещей, потому что у каждого нововведения есть ярые враги, которым хорошо жилось по-старому, и вялые сторонники, которые не уверены, смогут ли они жить по-новому


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: