(Надежность гидравлических систем, Комаров А.А., стр. 54)
1. НАЗНАЧЕНИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛЬ ИСПЫТАНИЙ
Испытания гидравлических систем и агрегатов являются важнейшим методом контроля их технического состояния как в процессе отработки новых изделий, так и в процессе их длительной эксплуатации. Испытаниям могут подвергаться отдельные агрегаты, узлы систем или целые системы в собранном виде.
В качестве примера приведена классификация испытаний принятая в авиационной промышленности, которая носит общий характер и применима как для испытания самолетов, двигателей, так и отдельных систем и агрегатов.
В зависимости от поставленных целей испытания подразделяются на научно-исследовательские, опытные и серийные.
Научно-исследовательские испытания обычно предшествуют всем другим видам испытаний. Цели этих испытаний могут быть различными, но их главная задача сводится к изучению и анализу происходящих в агрегатах или системе явлений и процессов, определению различных характеристик, а также изучению факторов, влияющих на надежность и долговечность.
|
|
Проведение научно-исследовательских испытаний является обязательным условием при разработке принципиально новых конструкций агрегатов и узлов гидравлических систем. Такие испытания, как правило, проводятся в научно-исследовательских институтах, лабораториях высших учебных заведений и конструкторских организациях.
Результаты научно-исследовательских испытаний дают возможность уточнить и дополнить выдвинутые теоретические положения и методы расчета, определить рабочие параметры и характеристики, определить нагрузки, действующие на потребители, и решить многие другие вопросы. На основе проведения таких испытаний могут быть также разработаны технические требования на проектируемые агрегаты и системы. В отдельных случаях материалы испытаний могут послужить основой для создания новых методов расчета и теоретических обобщений.
Опытные испытания представляют собой второй этап в создании новых конструкций. Целью опытных испытаний являются отработка и доводка новых агрегатов и систем. В процессе этих испытаний используются результаты, полученные при научно-исследовательских испытаниях.
В соответствии со своей основной целью опытные испытания могут подразделяться на доводочные, лабораторные, летные, государственные и эксплуатационные.
Доводочные испытания могут проводиться по двум направлениям: отработка агрегатов и отдельных узлов систем (в лабораторных условиях) и отработка собранной гидравлической системы на опытной машине. При проведении таких испытаний стараются воспроизвести реальные условия работы агрегатов, которые можно ожидать в процессе длительной эксплуатации машины.
|
|
После окончания опытных испытаний, как правило, удается выполнить отладку рабочих процессов, отработку конструкции агрегатов или узлов, проверить правильность выбора материалов и технологии изготовления, определить предварительный срок службы тех или иных агрегатов, довести параметры и характеристики агрегатов и системы до обусловленных в технических требованиях. Зачастую при этом возникает необходимость в проведении специальных испытаний по программам, учитывающим те или иные условия эксплуатации, например, низкие или высокие температуры окружающей среды.
После успешного проведения доводочных и лабораторных испытаний приступают к опытнымиспытаниям гидравлической системы на машине в реальных условиях.
Естественно, что в период проведения опытных испытаний могут обнаружиться отдельные недостатки конструкции, а также те или иные неисправности, которые устраняются до поступления изделий в серийное, производство.
В процессе государственных испытаний специальная комиссия проверяет соответствие характеристик и параметров испытываемого объекта установленным для него техническим требованиям; при этом возможны доработки испытываемого объекта, улучшающие его характеристики.
После окончания государственных испытаний и положительного заключения государственной комиссии по испытуемому объекту последний передается на эксплуатационные испытания, которые длительны и проводятся в реальных условиях эксплуатации, для которых предназначена данная машина.
Серийные испытания проводятся на заводах-изготовителях. Различают следующие виды серийных испытаний: сдаточные, контрольные, длительные стендовые и эксплуатационные.
Каждый выпускаемый заводом агрегат проходит сдаточные испытания; при этом проверяются основные его параметры, правильность сборки и соответствие техническим требованиям.
В процессе контрольных испытаний, которые, как правило, проводятся выборочно, проверяются более тщательно основные параметры и характеристики агрегатов и систем. Периодичность этих испытаний и их объем зависят от назначения изделий, а в ряде случаев согласовывают с заказчиком.
Агрегаты гидравлических систем на заводах-изготовителях подвергаются длительным стендовым испытаниям. Они могут разделяться на три вида:
1) ресурсные испытания до гарантированного срока службы;
2) испытания за месячную программу.
Длительность этих испытаний устанавливается до 50% гарантированного ресурса. Таким испытаниям обычно подвергаются авиационные двигатели;
3) испытания до разрушения агрегата.
Все эти испытания проводятся по согласованию с заказчиком и по специально утвержденным программам и методикам. В процессе длительных испытаний определяются надежность серийных изделий и их срок службы. По результатам испытаний разрабатываются предложения по улучшению испытанных конструкций.
Эксплуатационные испытания носят также длительный характер и проводятся эксплуатирующими организациями в реальных условиях работы машины. Все замечания по техническому состоянию изделий, а также пожелания по улучшению конструкции и повышению надежности систематизируются и отсылаются на завод и в конструкторское бюро для изучения и реализации их в производстве на последующих сериях.
В связи с повышенным вниманием к вопросам надежности и долговечности различных технических изделий серьезное внимание уделяется длительным испытаниям для определения фактического ресурса изделий.
Различные виды таких испытаний проводятся уже давно на серийных заводах и в конструкторских организациях, однако они не всегда достигают желаемой цели, так как в большинстве случаев не учитывают реальные условия эксплуатации. К тому же с увеличением сроков службы агрегатов свыше 2000 ч, возникают затруднения с выполнением длительных испытаний. Даже при круглосуточной работе для проведения таких испытаний нужно более двух месяцев.
|
|
Особенно серьезные затруднения в этой области испытывает авиационная промышленность. Последнее объясняется тем, что после выполнения тех или иных доработок гидравлические агрегаты необходимо испытать на надежность. Без этих испытаний невозможно запускать серию, а проведение испытаний затягивается на несколько месяцев. В таких случаях целесообразно проведение ускоренных или форсированных испытаний гидравлических агрегатов.