Система категорий экономической социологии

Система категорий – это важнейшее средство научного исследования, используемое для описания и объяснения изучаемых эмпирических объектов. Категориальный аппарат и принципы анализа социальных систем в значительной степени определяют, удается ли науке проникать внутрь изучаемых объектов, отражать их с требуемой полнотой. В зависимости от того, какие именно принципы используются теми или иными научными школами, в науке складываются разные методологические традиции. Одна из них опирается на факторный подход, в основе которого лежит принцип выявления связей изучаемых «переменных» с детерминирующими их внешними факторами. Другая традиция – подход с позиций структурных элементов общественно-экономических формаций (общественное бытие – общественное сознание).

Как уже отмечалось, методология экономической социологии базируется на двух главных принципах: междисциплинарности анализа объектов (увязке их экономических и социальных черт, рассмотрении каждого объекта как «представителя» и экономической, и социальной сфер общества) и на анализе социальных механизмов экономической сферы общества.

Систему категорий экономической социологии составляют общенаучные, общесоциальные и специфические категории. Общенаучные категории (структура, функции, процесс, механизм, элемент, связь, устойчивость, изменчивость, развитие и др.) заимствованы из общей методологии. В экономической социологии они используются для описания экономической и социальной сфер, социального механизма развития экономики и частных социальных механизмов, для выделения и анализа специфических «подсистем» общества (таких, как социально-территориальная, социально-профессиональная, социально-управленческая и др.).

Общесоциальные категории, применяемые экономической социологией, заимствованы из других гуманитарных наук. Так, ею используются категории политической экономии (собственность, производительные силы, производственные отношения, средства производства, производство, распределение, обмен, потребление и т.д.), философии (общественное сознание, общественные отношения), социальной психологии (коллектив, личность, поведение, мотивация, идентификация, адаптация, конформизм, конфликтность, взаимодействие), социологии (социальная группа, социальная структура, социальная организация, социальная мобильность и социальная стратификация, социальный статус, социальная роль и социальный престиж), социологии труда (содержание, характер, условия труда, организация труда, отношение к труду и др.).

Большое число заимствованных категорий объясняется тем, что экономическая социология только начала формироваться, когда система гуманитарных наук (включая и социологические) уже сложилась. Естественно, что многие из категорий этих наук «мигрировали» в экономическую социологию. При этом их содержание и интерпретация в рамках экономической социологии не остаются неизменными. Так, заимствуя из общей социологии категорию «социальная структура», мы вкладываем в нее специфический смысл субъекта развития экономики, в состав которого входят группы, функционирующие на разных уровнях системы. Понятие «мотивация поведения» мы связываем с теми видами поведения, которые изучаются в рамках экономической социологии, а именно экономического поведения, которое соотносится с выбором профессии, поиском подходящей работы, принципиальным решением – трудиться или нет, а если трудиться, то где и как, и т.д.

Специфические категории экономической социологии – это те, которые возникли внутри нее и отражают характерные именно для нее угол зрения и подход к общественной жизни. Главные из категорий этой группы – социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое сознание, экономическое мышление, экономическая культура, экономический интерес, социально-экономический стереотип, экономическое поведение (демографическое, миграционно-мобильное, образовательно-квалификационное, управленческое, профессионально-трудовое, поведение в сфере распределения доходов, покупательское, потребительское и др.).

Методологический подход к развитию экономики как социальному процессу и изучение социальных механизмов как движущей силы этого процесса обусловливают систему категорий экономической социологии. Основная задача экономической социологии – разработка теории, методологии и методики изучения социальных механизмов, регулирующих отдельные социально-экономические процессы. Ее решение предполагает использование как социологических, так и экономических категорий применительно к условиям задачи.

Структуру основных категорий экономической социологии удобно представить как многоуровневую иерархию. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории – экономическая сфера и область социальных отношений. Их содержание отражает характеристики общества, наиболее значимые для понимания процессов, происходящих «на пересечении» экономики и общества как целого.

Второй уровень составляют категории: социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования отдельных социально-экономических процессов.

Третий уровень образуют категории, конкретизирующие содержание социальных механизмов: экономическое сознание и экономическое мышление, социально-экономические стереотипы, экономические интересы, экономическая деятельность и экономическое поведение, экономическая культура как регулятор экономического поведения и др.

Определение круга основных понятий экономической социологии дает нам возможность создать методологическую основу исследования социально-экономических явлений с помощью моделей описания и объяснения. Каким образом мы это делаем?

Исследуя то или иное явление, необходимо четко представлять, в рамках какой закономерности оно будет изучаться и соответственно каким категориальным аппаратом предпочтительнее пользоваться? Первым этапом исследования всегда идет описание, при этом исследователь должен определить, в каких именно понятиях он будет описывать полученные результаты эмпирического исследования.

Описание – это как бы переход от эмпирического опыта к собственно теоретическим процедурам. Это приведение эмпирических данных к тому виду, в котором они оказываются доступными для социального объяснения. Социальное описание складывается из трех компонентов: эмпирических данных экономико-социологических исследований; системы обозначений, придающей описанию строгую форму и в ряде случаев наглядность (графики, таблицы и др.); понятийного аппарата специальной социологической теории, связанного с системой обозначений.

Итак, социальное описание –это фиксация результатов эмпирического социологического исследования с помощью разработанной системы категорий. Описание не ставит своей задачей установление закономерных связей, раскрытие сущности объектов и потому не выходит за рамки эмпирического познания. Описание отвечает на вопрос, в какой категориальной системе будет рассматриваться то или иное явление. Наиболее сильный прием анализа по описательному плану – эмпирическая типологизация, результатом которой становится типология, не имеющая пока что конкретного теоретического основания.

Социальное объяснение всегда предполагает описание объекта, подлежащего объяснению, и его анализ в контексте его связей, отношений, зависимостей. Объяснительная структура включает в себя, с одной стороны, положение или совокупность положений, отображающих объясняемый объект (описательная модель), а с другой – совокупность объясняющих положений (объяснительная модель). При отсутствии одной из них нет и объяснения. Любое объяснение определяется, по крайней мере, тремя факторами: 1) характером объясняемых положений; 2) характером объясняющих положений; 3) характером связи между ними, т.е. механизмом объяснения.

Характер объясняемых положений обусловливается социальными фактами, полученными в ходе экономико-социологических исследований. В качестве объясняющих положений выступают законы, закономерности, тенденции, в контексте которых происходит осмысление объясняемого объекта. Что касается механизма объяснения, то он может быть двояким: объяснение через собственный закон (теорию, гипотезу) и через модель. Модель уместна в тех случаях, когда объект нельзя объяснить с помощью собственных законов (теорий). Сила модельного объяснения – в возможности объяснить объект еще до построения теории, отображающей этот объект. Слабость – в том, что оно имеет в известной мере предварительный характер.

Исследовать социальный механизм экономических отношений – значит определить: каково состояние изучаемых явлений или процессов; каковы тенденции их развития; в какой мере эти тенденции совпадают (или не совпадают) с историческим развитием соответствующей закономерности; какими причинами объясняется возможное несоответствие; за счет каких механизмов (изменения способа построения связей между социальными действиями, ценностными ориентациями, мотивами, установками и др.) определенных групп в конкретных уровнях жизнедеятельности можно преодолеть расхождение между реальными тенденциями развития явлений (процессов) и объективными характеристиками соответствующих законов.

По мере институционализации экономической социологии в научный оборот все более властно вторгается многообразная «рыночная терминология». Приобретают права гражданства термины: занятость и статус занятости; мобильность и флексибильность рынка труда; сегментация рынка труда; рыночная экономика и рыночный социализм; трудовое рыночное поведение; рационализм и рациональность выбора; собственность, приватизация, безработица и др.

К важным категориям экономической социологии относится категория «социальный институт». Социальный институт в своем функционировании проявляет признаки, которые отличают его от организации. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.

Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института в своих целях и средствах их достижения рационально упорядочена принятыми данным институтом установлениями, на которые и ориентированы все их поступки, совпадающие с их обязанностями. Если же возникают расхождения между поступками и обязанностями и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, регулирующий соответствующие типы поведения. Подчеркивая важность наличия машины принуждения в деятельности социального института, Т. Парсонс писал: «Эта потребность связана... с необходимостью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств».

Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает егоот многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями. Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России просуществовали 10–15 лет.

В-третьих, социальный институт – это крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную и сложноиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общестранового (общенационального) уровня. Такова, например, структура государства как сложного социального института.

В-четвертых, социальный институт интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокультурную и ценностную структуры общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет ему осуществлять контроль над институциональными типами деятельности.

В-пятых, социальный институт располагает кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективный социальный контроль.

В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного функционирования данного института.

В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, социальные, социокультурные, религиозные, спортивные и др.

Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят:

1. Политические партии, имеющие своей целью завоевание и удержание власти, ее укрепление или ниспровержение. В качестве главных средств деятельности этого социального института используются митинги, демонстрации, выборы, массовые действия протеста, одобрения, поддержки власти или ее дискредитации и ниспровержения.

2. Система права –социальный инструмент императивного (т.е. повелительного, повелевающего: «должны», «не должны») регулирования общественных отношений и взаимодействий на основе действующих в обществе законов, совокупность которых ориентирована на обеспечение типичного для данного общества (или данной социальной системы) вида социальных взаимодействий личности с ближайшей социальной средой и обществом в целом.

3. Государство – социальная структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, совершающихся благодаря представительству, и которая в конечном счете упорядочивает общественные действия в той или иной сфере общества – политической, экономической, образовательной и др. – через деятельность правительства.

По определению М. Вебера, господство означает вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей. Легитимное (законное) господство не может ограничиваться фактом политической или экономической реализации власти, оно нуждается в вере в законность, поэтому государство органически связано с системой права.

Экономические институты представляют собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия – финансы, кредит и т.д. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации и т.п. Очень важным социально-экономическим институтом является собственность в ее различных разновидностях – частная, коллективная, акционерная, государственная.

Социально-культурные институты представляют в своей совокупности более или менее устойчивые и регламентированные способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры, а также систему учреждений культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные залы, кинотеатры и т.п.), ориентированную на социализацию личности, овладение ею культурными ценностями общества. Сюда входят творческие объединения и союзы (писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.), а также организации и учреждения, тиражирующие, распространяющие, пропагандирующие определенные ценностно-нормативные образцы культурного поведения людей.

Институт образования –система объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности.

Институт религии – совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, семинария, духовная академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей и их общностей (семейных, территориальных и др.), общества в целом.

Институт здравоохранения и социального обеспечения –система общностей, организаций и учреждений, имеющих целью своей деятельности поддержание, сохранение и укрепление здоровья людей, социальную поддержку и защиту детей, престарелых, больных, инвалидов, многодетных семей. Сюда входят объединения врачей, добровольные общества и фонды милосердия, больницы, поликлиники, санатории, дома престарелых, детские дома и т.д.

Важную роль в развитии экономической деятельности играет наука как социальный институт, генерирующий новое знание и способствующий инновационной деятельности во всех сферах общества, в том числе и экономической.

Существенное значение для внешнего обеспечения и защиты нормальных условий любой деятельности людей, в том числе и экономической, имеет социальный институт вооруженных сил.

Семья как специфический социальный институт выполняет одну из самых важных функций – воспроизводство членов общества, их первичную социализацию. Социальный институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи, определяются присущие им социальные статусы и роли. Исторически семья является предшественницей всех социальных институтов, возникнув в примитивных обществах, она представляла (а кое-где представляет и поныне, например, у ряда племен Центральной Африки, некоторых народов Севера) единственный реально функционирующий социальный институт. По мере перехода к более сложным социокультурным системам общество начинает создавать другие институциональные структуры.

Функции социальных институтов сводятся к следующему.

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Как мы уже отмечали, каждый социальный институт создается в ответ на возникновение некоторой общественной потребности и имеет своей целью посредством системы ценностей, норм, правил выработать определенные стандарты поведения у своих членов и установить определенный порядок и социальные рамки их деятельности. Тем самым социальный институт обеспечивает, во-первых, устойчивость социальной структуры общества, ее стабильность при той степени изменчивости, которая не ведет к разрушению данной социальной системы, а во-вторых – воспроизводство структурных компонентов данной системы (ее социальных слоев, статусов, ролей и т.д.) и существующих в них общественных отношений. Например, социальный институт армии обеспечивает устойчивость не только своей собственной структуры (разделение на роты, батальоны, полки, дивизии и т.д., на виды и роды войск) но и стабильность, устойчивость социальной структуры общества в целом благодаря усилиям по обеспечению безопасности, отражению внешних угроз, сохранению территориальной целостности и т.д.

2. Адаптационная функция заключается в том, что действие социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной. Выдающийся английский историк и социолог Арнольд Тойнби на основе анализа огромного фактического материала показал, что адаптационная функция социальных институтов (государства, культуры, торговли и др.) осуществляется по механизму «вызов – ответ». Скажем, адаптационная функция института культуры заключается в том, что последняя предлагает индивидам и их общностям определенные наборы символических значений, которые интернализуются ими и, с одной стороны, обусловливают их действия, а с другой – ограничивают выбор действий пределами морально, эстетически, юридически допустимого поступка (например, знаменитые библейские заповеди: «не убий», «не укради», «не возжелай» и т.д.). В результате этого в обществе, по словам американского социолога Т. Парсонса, складывается сложная сеть позиций индивидов и групп; каждый индивид (группа) обладает определенными ожиданиями определенных способов поведения других индивидов в определенных ситуациях и одновременно соотносит свои поступки с ожиданиями других индивидов и их групп. В результате складывается адаптация не только к окружающей среде, к социальной ситуации, в которой они существуют, но и к действиям других индивидов, к функционированию существующих в обществе социальных институтов и организаций.

3. Интегративная функция состоит в том, что социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества. Например, свойственные религии как социальному институту религиозные ритуалы, по утверждению выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма, являются важнейшим социальным механизмом коллективного выражения и укрепления тех чувств, которые чрезвычайно существенны для институциональной интеграции общества.

4. Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе. Коммуникативная функция культуры, например, выражается в том, что в художественных произведениях, философских текстах, научных трактатах, нравственных нормах, религиозных доктринах происходит композиционно замкнутое (на идее, образе, проповеди и т.д.) и одновременно разомкнутое, ориентированное на многих людей, общение человека с человеком, с социальной группой, с обществом в целом. Вследствие этого осуществляется глубокое взаимопонимание между многими различными людьми (между автором и читателем, автором и слушателем, между учителем и учеником, профессором и студентом, между различными группами слушателей, зрителей, верующих и т.д.). Только благодаря коммуникативной функции культуры происходит консолидация людей в сплоченные общности (семья, школьный класс, трудовой коллектив), осуществляется диалог различных людей в лоне одной культуры, различных эпох, вследствие чего Христос, Софокл, Гомер, Шекспир, Пушкин говорят, общаются с нами как наши современники.

5. Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации своего социального статуса. Исходным началом этого сложного, длительного и многогранного процесса выступает такой своеобразный социальный институт, как семья. Именно в семье первоначально формируются социальные качества личности, представления о добре и зле, усваиваются первые навыки социального общения и взаимодействия с другими людьми. Процесс социализации продолжается в школе, компании сверстников, в трудовом коллективе при возрастающей значимости в нем ценностей, норм и идеалов культуры.

6. Регулирующая функция обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм. Особенно отчетливо эта функция воплощается в деятельности такого социального института, как система права, и входящих в нее организаций и учреждений. Когда человек поступает в соответствии с существующими в обществе правовыми нормами (независимо от того, делает ли он это осознанно или неосознанно), он практически не ощущает на себе регулирующего воздействия этих норм. Но стоит ему нарушить правовую норму (совершить воровство, оклеветать кого-нибудь и т.п.), как он сразу же почувствует на себе принудительную силу соответствующей нормы, чаще всего зафиксированной в уголовном кодексе. Регулятивные функции выполняют и все другие социальные институты: государство, политические партии, образование, культура, религия, семья и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: