Особенности и виды прикладных социологических исследований

Прикладное социологическое исследование проводится обычно с целью решения конкретной социальной проблемы, тогда как цель фундаментального исследования – приращение научно-теоретического знания. Существуют два основных типа прикладных социологических исследований. К первому относятся исследования, специализированные по проблемам, требующим последовательных, нередко долгосрочных управленческих воздействий на определенную сферу общественной жизни. Ко второму типу прикладных социологических исследований следует отнести такие, которые проводятся по разовым запросам заказчиков (властных структур, государственных организаций, предприятий, фирм, общественных организаций и т.д.).

Успешность прикладного социологического исследования во многом зависит от степени взаимопонимания с заказчиком относительно целей, задач и ожидаемых результатов исследования. Результаты должны быть представлены заказчику во взаимосогласованные сроки. Информация, полученная социологами в процессе прикладного социологического исследования, – это собственность заказчика, который волен поступать с ней так, как считает нужным: сдать в архив или библиотеку, принять к сведению, разрешить или запретить публикацию, внедрить в практику.

Своеобразие прикладной социологии заключается в ее гораздо большей интегрированности в экономическую и политическую системы общества по сравнению с общей социологической теорией. Ее результаты влияют на принимаемые заказчиком социальные и управленческие решения. Для крупного предприятия это может быть выбор экономической стратегии, комплекс мероприятий, связанных с совершенствованием трудовой деятельности, решение о путях и географических регионах распространения того или иного вида продукции, принимаемое на основе результатов маркетинговых исследований и т.д. Результаты прикладных исследований широко используются в борьбе за депутатские места в выборных органах власти, в межпартийных спорах, в борьбе оппозиции против правительственных структур.

По содержанию, направленности, формам и способам проведения прикладные социологические исследования чрезвычайно разнообразны. Как уже упоминалось, в зависимости от масштабности и сложности решаемых исследовательских задач, от требуемой глубины анализа полученных эмпирических данных прикладные социологические исследования подразделяются на пилотажные, описательные и аналитические.

Пилотажное исследование представляет собой пробное исследование преимущественно методической направленности. Его цель – проверка качества подготовленного инструментария для сбора первичной социологической информации, определение валидности, т.е. надежности применяемых опросных листов (анкет), бланков интервью и т.д.

Более сложным видом прикладного социологического исследования является описательное. Оно ориентировано на получение эмпирической социологической информации, позволяющей социологу дать относительно целостное непротиворечивое описание изучаемого явления или процесса, его основных структурных компонентов и качественных характеристик. Чаще всего такое исследование применяется при изучении довольно многочисленной общности людей, отличающихся разнообразными характеристиками.

Самым углубленным типом прикладного социологического анализа является аналитическое исследование, цель которого заключается не только в описании структурных элементов и характеристик изучаемого социального объекта, но и в выявлении причин, обусловливающих его особенности и сущность. Такое исследование имеет комплексный характер, в нем могут применяться различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспертов.

Другая типология прикладных социологических исследований строится на основе различения статического и динамического подходов к изучаемым объектам. Если исследователя интересует статический срез явлений или процессов, существующих в данный момент времени, он применяет либо монографическое, либо точечное (разовое) прикладное социологическое исследование.

При монографическом исследовании объектом изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений. При этом данный объект рассматривается в качестве характерного для всего класса изучаемых процессов. Монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации, а ограничивается детальным анализом одного явления, отсутствие достаточной информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования.

Точечное (разовое) прикладное социологическое исследование позволяет получить сиюминутную картину основных характеристик и компонентов изучаемого процесса (явления), но не дает ответа на вопрос об изменяемости его развития. Именно такой характер носит чаще всего маркетинговое исследование, имеющее целью выяснить, какие именно виды товаров и почему предпочитают те или иные группы покупателей именно в данное время; или исследование электоральных предпочтений, позволяющее установить, какой из претендентов на депутатское кресло или президентский пост имеет наибольшие шансы в данное время.

Совершенно иной характер и направленность имеют повторные исследования. Они проводятся с целью изучения одного и того же объекта или его различных компонентов несколько раз через определенные интервалы времени в одинаковых или видоизменяющихся условиях. Повторные прикладные исследования требуют высокой методологической и методической подготовленности социологов. Основные требования к таким исследованиям – сравнимость их основных характеристик и получаемых результатов, обоснованность существенности различий по сравниваемым показателям. Повторные социологические исследования в зависимости от контингента респондентов, от характера и периодичности их проведения подразделяются на несколько видов. Основные из них: 1) трендовые; 2) панельные; 3) лонгитюдные исследования.

Трендовые исследования проводятся в рамках единой генеральной совокупности (т.е. всего множества изучаемых социальных объектов в пределах, очерченных программой социологического изучения) или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеют своей целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. Такие исследования подразделяются на когортные и исторические тренды.

Когортные трендовые исследования ориентированы на изучение определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. При этом выборка на различных этапах исследования не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, но очень важно, чтобы включаемые в выборку респонденты были представителями изучаемой когорты.

Исторические трендовые исследования нацелены на изучение определенной возрастной группы, например молодежи в возрасте 16–29 лет, которая обследуется через определенные промежутки времени. В таком случае постоянными остаются группы, а сами когорты и время проведения исследования изменяются.

Панельные исследования в отличие от трендовых ориентированы на изучение не групповых особенностей жизненного пути определенной возрастной когорты (скажем, молодежи), а на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы, т.е. имеют своей целью выявление тенденций развития и динамики социального процесса или явления во времени.

Лонгитюдное исследование – вид повторного социологического исследования, при котором ведется длительное периодическое изучение одних и тех же лиц по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. В отличие от панельных исследований, где объектом изучения могут быть любые возрастные когорты, лонгитюдные исследования ориентированы преимущественно на молодежь, которая является наиболее динамично развивающейся возрастной группой. В процессе лонгитюдных исследований фиксируется динамика и взаимообусловленность внутренних факторов (индивидуальных или групповых) при более или менее выраженном сохранении (или, наоборот, при существенном изменении) внешних факторов – социально-экономических, социокультурных и социально-структурных.

Лонгитюдные исследования – одни из самых трудоемких и затратных в прикладном социологическом исследовании, так как требуют поддержания контактов между исследователем и респондентами в течение многих лет.

Одним из наиболее эффективных видов повторного социологического исследования является социологический мониторинг. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них. Основная цель социологического мониторинга – получение новой систематизированной социологической информации об изучаемых явлениях и процессах в политической, экономической, социальной, экологической, социокультурной сферах общества, причем не единовременной, а поступающей периодически через небольшие периоды времени. При мониторинговом исследовании необходимо соблюдать определенные принципы сбора данных, в частности: 1) охват наиболее значительных социальных процессов и явлений; 2) проведение социологических опросов на одних и тех же территориях; 3) согласованность сроков сбора социологических и статистических данных; 4) единообразие инструментария (анкет, бланков интервью, карточек наблюдения и др.) для получения эмпирических данных; 5) дополнение, в случае необходимости, постоянного состава показателей временными показателями, изменяющимися в зависимости от своеобразия определенного этапа исследования, что обеспечивает гибкость мониторинга; 6) выработка критериев корреляции социологических и статистических данных; 7) организация, пополнение и сохранение единого банка социальной информации на протяжении всего исследования; 8) организация доступа потребителей к имеющейся социологической информации.

В прикладной социологии широко применяются также сравнительные социологические исследования. Для большинства людей, профессионально занимающихся прикладной социологией, социологическое исследование по самой своей природе является сравнительным, и само выражение сущности изучаемых явлений и процессов происходит в понятиях, содержащих сравнительный смысл. Например, девиантное поведение (отклоняющееся от принятых в обществе норм) не может быть изучено, если не сравнивать его с существующими нормами и нормальным поведением. Фактически ни одно социальное явление не может быть выделено и изучено без сравнения его с другими социальными явлениями.

В сравнительных социологических исследованиях органично соединяются и взаимно дополняют друг друга сравнительный профильный анализ (например, кросскультурные исследования, ориентированные на сравнительное изучение различных типов и форм выражения культуры в пределах одного временного ряда, общего для выделенных в качестве объекта различных стран и наций) и межвременной сравнительный анализ (когда изменения в содержании, типах и формах культуры прослеживаются в различных временных интервалах). Перекрестное взаимодействие этих измерений дает исследователям возможность улавливать не только статику, но и динамику изучаемых явлений и процессов и воплощать полученные результаты в виде четко структурированных таблиц важнейших показателей, дающих количественные и качественные характеристики изучаемых социальных объектов.

По своему содержанию, характеру и направленности сравнительные социологические исследования весьма многообразны. Среди них выделяются в качестве основных: 1) межстрановые; 2) межгосударственные; 3) межсоциетальные; 4) межкультурные; 5) сравнения, осуществляемые на макро- и на микроуровнях социальных систем. При осуществлении всех этих видов сравнительных исследований важно иметь в виду, что государственные границы очень часто отличаются от национальных, социальных и социокультурных границ. Во всех странах, даже существующих в качестве самостоятельных, давно и достаточно однородных по своим экономическим и социальным характеристикам, можно обнаружить самостоятельные социальные общности и образования, которые по ряду переменных признаков могут иметь больше различий, чем при сравнении отдельных государств, т.е. различий внутри страны может быть больше и они могут оказаться более выраженными, чем между разными странами. Эта особенность отчетливо проявляется в коренных трансформациях, происходящих в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза, где коллизии в сфере этнонациональных отношений, политической жизни, развития культуры служат нередко основой выдвижения требований об изменении административных и государственных границ.

Важное место в структуре прикладной социологии занимают маркетинговые исследования, ориентированные на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров. Основные задачи таких исследований – изучение потребительского спроса, его изменений, учет социальных, социально-психологических, демографических, национально-территориальных особенностей людей в их ориентациях и спросе на различные виды продукции, подготовка предложений и рекомендаций по изменению ассортимента выпускаемой продукции, способов ее рекламирования, стимулирования покупателя.

Наряду с повторными, лонгитюдными, мониторинговыми исследованиями, различные этапы которых, чередуясь друг с другом, могут осуществляться на протяжении многих месяцев и даже лет, давая возможность уловить основные тенденции развития социальных объектов, в прикладной социологии довольно часто применяются оперативные социологические исследования, дающие как бы одномоментный снимок общества, его отдельных компонентов и структур. Оперативные социологические исследования имеют целью получение в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о сиюминутных мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития, о популярности тех или иных политических лидеров или кандидатов в депутаты и т.п.

Итак, прикладное социологическое исследование может быть типологизировано по нескольким основаниям (табл. 1).

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: