Требования в области охраны окружающей среды к военным и оборонным объектам аналогичны общим требованиям, предъявляемым к проектированию, строительству и т.п. зданий и сооружений, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны окружающей среды.
Однако законодательством установлены и дополнительные требования. Прежде всего, это требование о получении заключения о выполнении требований экологической безопасности.
Заключение выдается в форме решения по выполнению требований экологической безопасности производства.
Решение выдается территориальными органами Министерства природных ресурсов и экологии России на основании заявки предприятия. Одновременно с заявкой предприятие представляет пояснительную записку, подтверждающую выполнение им требований экологической безопасности. В пояснительной записке указываются следующие сведения:
наличие и описание системы действий в чрезвычайных ситуациях (при массовых выбросах, сбросах);
наличие в утвержденной технологической документации требований по обеспечению экологической безопасности и состав указанных требований;
сведения об эффективности очистных сооружений;
сведения об утилизации, складировании, захоронении и уничтожении отходов;
сведения об организации работ на предприятии по охране окружающей среды, включая данные об экологической службе предприятия (наименование подразделения, численность, подчиненность, оснащение приборной базой и нормативно-технической документацией);
сведения по ведению экологического паспорта;
сведения о выполнении природоохранных мероприятий в текущем году и план мероприятий на следующий год.
В случае несоответствия производства требованиям экологической безопасности указанное решение не выдается, о чем предприятие ставится в известность.
Ежегодно на объектах Вооруженных Сил РФ осуществляется государственный экологический контроль в целях сохранения окружающей природной среды. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 461.
Основные задачи государственного экологического контроля на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации:
наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением в результате повседневной военной деятельности;
проведение проверки соблюдения воинскими частями требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды;
проведение проверки выполнения планов и мероприятий по охране и оздоровлению окружающей природной среды;
осуществление контроля за выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
проведение проверки соблюдения установленных нормативов, лимитов выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, норм и правил обращения с отходами;
проведение проверки выполнения ранее выданных предписаний.
При проведении государственного экологического контроля уполномоченным должностным лицам разрешается ознакомление лишь со сведениями, имеющими отношение к вопросам охраны окружающей природной среды.
В ходе проведения государственного экологического контроля проверяются:
наличие документов, устанавливающих права на использование земель;
соблюдение нормативов и лимитов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также размещения отходов;
наличие разрешений и соблюдение лимитов на водопользование (водоотведение);
наличие разрешений на осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов сточных вод, на размещение хозяйственно-бытовых и производственных отходов;
результаты инвентаризации источников загрязнения окружающей природной среды и состояние этих источников;
наличие и выполнение плана мероприятий по охране окружающей природной среды;
экологическое состояние земель, водных объектов и других природных ресурсов;
соответствие эксплуатации очистных сооружений, объектов хозяйственно-бытового и специального назначения (котельных, топливных складов, автопарков и т.д.) и содержания складов твердых бытовых отходов природоохранным требованиям;
выполнение мероприятий по ранее выданным предписаниям об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства;
наличие плана мероприятий и плана действий при аварийных ситуациях с экологическими последствиями.
По результатам проведения государственного экологического контроля оформляется акт проверки, и при необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений природоохранительного законодательства.
В случае выявления нарушений природоохранительного законодательства, за которые предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и иная ответственность, составляется протокол об экологическом правонарушении и принимается решение о применении к правонарушителям мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения, в том числе о наложении штрафа, возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, или о направлении в органы военной прокуратуры материалов для рассмотрения вопроса о привлечении лиц, совершивших экологические преступления, к уголовной ответственности. Для привлечения должностных лиц, виновных в экологическом правонарушении, к дисциплинарной ответственности командованию воинской части (или вышестоящему командованию) направляется представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю.