Даже в тех случаях, когда полезность некоторого блага или готовность платить за него превосходит производственные издержки, рынок для такого блага может отсутствовать. В случаях внешних эффектов и общественных благ отсутствие рынка оказывается следствием информационных проблем и трансакционных издержек. Государственное регулирование, нацеленное на преодоление этих препятствий, может, тем самым, создать (ранее отсутствовавший) рынок (или условия для его спонтанного возникновения), повысив, тем самым, эффективность распределения ограниченных ресурсов.
Во-первых, рынки могут отсутствовать по причине существования скрытой информации или асимметричного распределения информации относительно цен, объемов или качества благ.
В этой связи значимым является разграничение всего множества благ на три типа: (1) исследуемые блага, для которых качество товара может быть установлено покупателем до совершения покупки (без каких-либо различимых трансакционных издержек); (2) опытные блага, качественные свойства которых становятся известными только после покупки, в ходе их потребления; (3) доверительные блага, для которых качественные характеристики не могут быть установлены даже после начала их потребления. В качестве примеров каждого из названных типов товаров можно указать, соответственно, цветы, подержанные автомобили и услуги образования.
|
|
В случаях приобретения благ второго и третьего типов, качество которых не может быть надежно оценено до их покупки, потребитель готов уплатить за них цену, среднюю для всего множества торгуемых однотипных благ (среди которых в той или иной пропорции представлены как высококачественные, так и низкокачественные товары). В то же время продавец высококачественных благ не готов предлагать товар по запрашиваемой цене (предполагается, естественно, что издержки производства высококачественных благ выше, чем низкокачественных). В результате он вынужден уйти с рынка, а высококачественные товары вытесняются низкокачественными, так что рынок качественных благ исчезает (Дж. Акерлоф (Akerlof)). Такого рода процессы получили в теории название ухудшающего (неблагоприятного) отбора или скрытой информации (adverse selection or hidden information).
Наряду с ними, асимметричное распределение информации порождает также проблему угрозы недобросовестного поведения исполнителя или скрытых действий (moral hazard or hidden actions), заключающуюся в том, что сторона контракта (исполнитель, agent), действия которой не могут наблюдаться другой стороной (поручителем, principal), может использовать имеющуюся у нее информацию оппортунистически, в своих собственных интересах. Например, художник, пишущий заказанную ему картину, может использовать дешевые краски низкого качества; адвокат может давать необоснованные советы и т.п.
|
|
Проблемы ухудшающего отбора и угрозы недобросовестного поведения исполнителя могут объяснить существование таких регуляций, как сертификаты, лицензии, технические регламенты, стандарты и т.п., посредством которых устанавливаются минимальные требования к используемому для производства товаров и услуг оборудованию, к навыкам работников, параметрам товаров и т.д., что существенно снижает (в принципе) трансакционные издержки потребителей и уменьшает остроту информационных проблем.
Вместе с тем, по самой природе доверительных благ, минимальные требования к их качеству установить достаточно точно бывает чрезвычайно сложно, так что риск угрозы недобросовестного поведения продавца (или производителя) остается высоким. В таких условиях действенным оказывается контроль со стороны юридически санкционированных организаций саморегулирования. Участники таких организаций не только демонстрируют фактом своего участия наличие намерений придерживаться стандартов качества (т.е. сигнализируют покупателям о таких намерениях), но и в большей мере, чем государство, способны формулировать и устанавливать соответствующие требования и правила, поскольку лучше информированы о взаимосвязях этих требований и качества конечной продукции.
«Схлопывание» рынка может происходить также в результате значительных издержек поиска (search costs), вменяемых потребителям вследствие отсутствия или недоступности релевантной информации о товарах или услугах. Поскольку принятие решения о покупке осуществляется обычно на базе сравнения потребителем данных о полезности и ценах товаров, отсутствие таких данных или их чрезмерная дороговизна ведут к отказу от покупки соответствующего блага и к переходу на рынок товаров-субститутов. Введение регуляций, устанавливающих минимальные требования к данным, которые необходимо указывать на этикетке или упаковке товара, запрет на некоторые виды данных в рекламе и т.п., сокращают издержки поиска, способствуя поддержанию соответствующего рынка.
Во-вторых, в дополнение к информационным проблемам, причиной отсутствия того или иного рынка могут быть также запретительно-высокие трансакционные издержки. Именно они препятствуют, например, возникновению рынка для эффективного использования природной среды.
Действительно, в рыночной экономике ресурсы используются эффективно, если производство благ увеличивается до того момента, пока предельные издержки не уравниваются с предельными выгодами от производства. На рынке совершенной конкуренции отдельный производитель, преследующий цель максимизации прибыли, будет увеличивать производство до тех пор, пока его предельные издержки не сравняются с рыночной ценой.
Однако в условиях существования внешних эффектов распределение ресурсов становится неэффективным. Внешние эффекты могут быть определены как такие последствия экономических действий, которые влияют на условия производства или уровень полезности третьей стороны и проявляются вне того рынка, на котором происходит «базовое» экономическое действие. Типичный пример — использование вредных химических реактивов фабрикой, сбрасывающей отходы производства в реку, ниже по течению которой расположен водозабор населенного пункта, который вынужден затрачивать дополнительные средства на очистку воды. Поскольку частные издержки владельца фабрики отличаются от совокупных (социальных) издержек, он будет увеличивать производство сверх тех пределов, которые были бы желательны с точки зрения их эффективного распределения.
|
|
В соответствии с теоремой Коуза[2], эффективное распределение ресурсов, тем не менее, возможно — посредством процесса переговоров между владельцем фабрики и владельцем водозабора, однако лишь в условиях четко определенных правомочий собственности и отсутствия трансакционных издержек (ведения переговоров, заключения и защиты контракта). Однако трансакционные издержки улаживания подобных конфликтов использования ресурсов, особенно в случае множества заинтересованных сторон и при наличии моментов стратегического поведения, могут оказаться запретительно-высокими, так что переговорный процесс не начнется или не завершится, т.е. не приведет к оптимизации распределения ресурсов. В таких условиях государство может попытаться интернализовать внешние эффекты посредством введения регуляций, таких как предельно допустимые концентрации вредных веществ в выхлопах автомобилей, предельно допустимый уровень шума авиадвигателей, предписание устанавливать очистители дыма на предприятиях и т.п.
В-третьих, рынки отсутствуют для товаров, имеющих характеристики, приближающие их к категории общественных благ. Как известно, этот тип благ обладает двумя особыми чертами: во-первых, для их поставщика (производителя) физически невозможно или запретительно дорого исключить из процесса их потребления тех индивидов, кто не заплатил за потребление (свойство неисключаемости); во-вторых, потребление такого блага одним индивидом не уменьшает его объема, достающегося другому индивиду (свойство неконкурентности, или несоперничества). Классическим (и фактически единственным) примером чистых общественных благ является оборона страны от внешней агрессии.
В силу указанных особенностей (особенно первой из них) общественные блага в условиях рыночной экономики либо не производятся вообще, либо производятся в неоптимальных объемах, вследствие существования для них, во-первых, проблемы безбилетника, а во-вторых, из-за трудностей с установлением готовности платить (т.е. фактически рыночной стоимости) за эти блага. Действительно, если поставщик уже произвел такое благо, потребители могут вообще отказаться оплатить его производство — вследствие неисключаемости. Если же мы попытаемся определить оптимальный объем производства общественного блага до того, как начать его выпуск, нам должна быть известна (для всех потребителей) предельная полезность единичного приращения его объема. Однако из-за неконкурентности в потреблении сопоставляться должны совокупная готовность платить за предельную единицу и предельные издержки.
|
|
Когда потребителей спрашивают относительно их готовности платить за дополнительную единицу общественного блага, они (из стратегических соображений) будут либо преувеличивать, либо преуменьшать свои оценки. Преувеличение будет происходить в том случае, если вербальная оценка не связана с фактическими выплатами за потребление; фактически такая оценка будет отражать заинтересованность опрашиваемых в предоставлении им соответствующего блага. Преуменьшение будет иметь место в случае, если фактические платежи будут зависеть от вербальной оценки; очевидно, такое занижение будет отражать естественное для потребителя стремление к минимизации расходов. Поскольку потребители не могут быть исключены из процесса потребления, естественно ожидать от них стремления «проехаться за чужой счет», т.е. надеяться на готовность платить других индивидов. Именно поэтому в рыночной экономике общественные блага будут производиться в объемах, меньших, чем оптимальные, т.е. недопроизводиться (если будут производиться вообще).
Соответственно, как для обеспечения производства общественных благ, так и для принуждения граждан оплачивать это производство, необходимо введение государственного регулирования, компенсирующего данный тип провалов рынка. К его типичным мерам относятся, как известно, прямое государственное предоставление (производство) общественного блага либо субсидирование его производителей или потребителей, а также финансирование этих процессов за счет введения налогов.