Л.С.Выготский, являющийся выдающимся психологом и дефектологом, основоположником культурно-исторической теории развития психики человека, убедительно доказал, что «врастание нормального ребёнка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - ЕСТЕСТВЕННЫЙ и КУЛЬТУРНЫЙ - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально - биологического формирования личности ребёнка».
В генезисе взглядов Выготского НА ПРОЦЕСС АНОМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ отражена его ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВПФ. Разделяя психические функции на высшие и низшие, Выготский подчёркивал, что «исследование ВПФ в их развитии убеждает нас, что эти функции имеют СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ как в филогенезе, так ив онтогенезе.
Как показали клинические исследования американского учёного С.Грофа, в период внутриутробного развития у ребёнка закладываются БАЗОВЫЕ ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ МАТРИЦЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА, которые в зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребёнка, так и его патогенной базой.
|
|
По мнению А.И.Захарова и др. специалистов, наиболее патогенными являются длительные отрицательные переживания матери. Результатом таких переживаний является выработка и выброс в околоплодную жидкость ГОРМОНОВ БЕСПОКОЙСТВА. Их влияние проявляется в сужении сосудов плода, что затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.
Не менее патогенными являются и сильные кратковременные стрессы - потрясения, испуги.
Наибольшее значение придаётся и психологическому состоянию матери во время родов - допускается присутствие близких, ребёнка сразу не уносят, а кладут на живот матери, что способствует как развитию материнского инстинкта, так и смягчению послеродового шока у новорожденного.
Наиболее уязвимыми периодами детства является «ПЕРИОД ПЕРВИЧНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ» ОРГАНИЗМА в период ДО 3-Х ЛЕТ, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование.
Большое значение имеет ВРЕМЯ ПОВРЕЖДЕНИЯ. Объём поражения тканей и органов при прочих равных условиях тем более выражен, чем раньше действует патогенный фактор.
Согласно клинико-психологическим материалам, наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на РАННИХ ЭТАПАХ ЭМБРИОГЕНЕЗА, в первой трети беременности.
|
|
В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 – 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.
К социально обусловленным видам непатологических отклонений развития относится так называемая МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ, под которой понимается задержка интеллектуального и в определённой мере эмоционального развития, обусловленная культурной депривацией - неблагоприятными условиями воспитания, создающими значительный дефицит информации и эмоционального опыта на ранних этапах развития.
К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ - аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания.
Чем меньше ребёнок, тем большую роль, как в возникновении, так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития в младенческом возрасте является наличие условий для развётрывания непосредственного эмоционального общения ребёнка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит, как правило к задержке психоэмоционального развития ребёнка той или иной степени тяжести.
Однако пребывание ребёнка в СЕМЬЕ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые одним родителем или несколькими членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшения состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубления уже имеющихся недостатков развития.
Анализ механизма формирования индивидуального сознания при нормальном и патологическом развитии, предложенный в концепции Л.С.Выготского о ВПФ, несомненно, обладает огромным теоретическим и практическим значением. Однако Выготский недооценивает РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ, природных факторов в аномальном развитии. Безусловно, роль социальных факторов имеет несомненное значение в процессе социализации детей с нарушением анализаторов. Но при нарушении интеллектуальной деятельности необходим ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД с обязательным учётом структуры, динамики дефекта, соотношения аффективных и интеллектуальных процессов.
ПРИЧИНЫ:
По времени воздействия патогенные факторы делятся:
1) пренатальные (до начала родовой деятельности);
2) натальные (в период родовой деятельности);
3) постнатальные (после родов, прежде всего имевшие место в период с
раннего детства до 3 лет).
К БИОЛОГИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ РИСКА способным вызвать серьёзные отклонения в физическом и психическом развитии детей относятся:
1) хромосомно-генетические отклонения как наследственно
обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций,
хромосомных аберраций;
К патологии развития могут приводить недостаток или избыток
хромосом, т.е. если их меньше или больше 23 пар. В большинстве
случаев хромосомная аномалия приводит к гибели плода ещё в
утробе матери или к преждевременным родам и выкидышам.
Однако существует достаточно распространённые аномалии развития.
2) Неблагоприятное течение беременности
- инфекционные и вирусные болезни матери во время беременности
(краснуха, паротит, грипп);
- венерические заболевания (гонорея, сифилис);
- хронические соматические заболевания матери, начавшиеся ещё до
беременности (порок сердца, заболевания щитовидной
|
|
железы), эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
серьёзные отклонения в соматическом здоровье матери, включая
недоедание гиповитаминоз, опухолевые заболевания, включая общую
соматическую ослабленность;
- токсикозы, особенно во 2-й половине беременности, токсоплазмоз;
- биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение
окружающей среды, использование в агротехнике искусственных
удобрений, пищевых добавок, неправильное использование
медицинских препаратов и т.д.), воздействующие на родителей до
наступления беременности или на мать во время беременности, а
также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя,
никотина, наркотиков, лекарственных препаратов, гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
- патологическое протекание родовой деятельности, особенно
сопровождающееся травматизацией головного мозга: травмы
вследствие механического повреждения плода при использовании
различных средств родовспоможения;
- асфиксия новорожденных и её угроза.
3. Нарушения развития в первые годы жизни:
- мозговые травмы и тяжёлые инфекционные и токсико-
дистрофические заболевания, перенесенные ребёнком в раннем
возрасте;
- хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови,
диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулёз и др.),
начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ:
Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребёнка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать ребёнка и которые направлены на ребёнка:
- желание прервать беременность;
- негативные или тревожные чувства, связанные с будущим
материнством матери;
- педагогическая запущенность в результате ограниченного
эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития
|
|
(до 3-х лет), так и на более поздних возрастных этапах.