Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н. М. Назарова, включают в себя:
ü Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);
ü Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;
ü Адекватную среду жизнедеятельности;
ü Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;
ü Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;
Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования - это зависит:
ü От имеющихся интеллектуальных возможностей;
ü Качества и своевременности создания специальных образовательных условий;
|
|
Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования.
Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслышащие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.
Содержание специального образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.
Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.
Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) -базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.
На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М.Назарова).
Стандарт включает 2 компонента:
ü Федеральный - обязательный минимум содержания образовательных программ;
ü Национально – региональный - устанавливает конкретные условия и особенности образования.
Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.
|
|
При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:
ü Общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;
ü Характерные для определенной категории данных лиц.
Общие нарушения:
ü Замедленное и ограниченное восприятие;
ü Недостатки развития моторики;
ü Недостатки речевого развития;
ü Недостатки развития мыслительной деятельности;
ü Недостаточная познавательная активность;
ü Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;
ü Недостатки в развитии личности.
Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:
ü Изменения в содержании образовательных предметов;
ü Специфические учебные предметы (например, для слепых детей-занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).