Содержание специального образования

Специальный образовательный процесс протекает в специальных образовательных условиях, которые, как отмечает Н. М. Назарова, включают в себя:

ü Наличие современных специальных образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

ü Учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, применении специальных методов и средств образования, компенсации и коррекции;

ü Адекватную среду жизнедеятельности;

ü Проведение коррекционно-педагогического процесса специальными педагогами и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами;

ü Предоставление медицинских, психологических и социальных услуг;

Лица с особыми образовательными потребностями могут осваивать разные уровни образования - это зависит:

ü От имеющихся интеллектуальных возможностей;

ü Качества и своевременности создания специальных образовательных условий;

Глубоко умственно отсталые дети осваивают в основном программы средового и социального адаптирования.

Другие категории лиц с отклонениями в развитии (неслышащие, слабослышащие, незрячие и др.) способны получить общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование.

Содержание специального образования - педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков опыта творческой деятельности и эмоционально-целостного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие ребенка с особыми образовательными потребностями.

Содержание специального образования обусловлено спецификой отклонений и возрастными особенностями.

Специальный образовательный стандарт (государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья) -базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание специального образования лиц с особыми образовательными потребностями.

На специальном образовательном стандарте основывается разработка содержания специального образования. Он отражает требования к общеобразовательной подготовке, коррекционно-развивающей, профилактической и оздоровительной работе, а также к трудовой и начальной профессиональной подготовке лиц с особыми образовательными потребностями (Н.М.Назарова).

Стандарт включает 2 компонента:

ü Федеральный - обязательный минимум содержания образовательных программ;

ü Национально – региональный - устанавливает конкретные условия и особенности образования.

Стандарты специального образования рассчитаны на весь период социализации человека с ограниченными возможностями.

При разработке требований стандарта учитываются недостатки развития:

ü Общие для всех категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

ü Характерные для определенной категории данных лиц.

Общие нарушения:

ü Замедленное и ограниченное восприятие;

ü Недостатки развития моторики;

ü Недостатки речевого развития;

ü Недостатки развития мыслительной деятельности;

ü Недостаточная познавательная активность;

ü Пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях;

ü Недостатки в развитии личности.

Для преодоления указанных нарушений развития предусматриваются:

ü Изменения в содержании образовательных предметов;

ü Специфические учебные предметы (например, для слепых детей-занятия по обучению ориентировке в пространстве и развитию мобильности и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: