Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного воспитания, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного воспитания, воспитание в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать задачи охраны здоровья воспитанников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть индивидуальные особенности каждого, а, следовательно, свести к минимуму негативные факторы, которые могли бы нанести вред здоровью воспитанника.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной, воспитательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания;

Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как технологию, создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.

Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики - приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов воспитательного процесса, такие как: любовь к детям, и оптимистичная вера в них; отсутствие прямого принуждения; приоритет положительного стимулирования; терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения - оказывают благоприятное воздействие на психику ребенка и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС - формирование положительной Я-концепции личности подростка.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным.

Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя (воспитателя) и учеников (воспитанников).

Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

Почему и для чего? — однозначное и строгое определение целей обучения,

Что? — отбор и структура содержания,

Как? — оптимальная организация учебного или воспитательного процесса,

С помощью чего? — методы, приемы и средства обучения/воспитания,

Кто? — реальный уровень квалификации учителя/воспитателя.

Так ли это? — объективные методы оценки результатов обучения.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее–ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006).

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицины. Ни реализуются в санаториях, оздоровительных лагерях, центрах и комплексах, в которых использование профилактических программ является обязательным.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский пункт (кабинет) организует оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в кабинет. Медицинские работники лагеря проводят мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению детей и педагогического коллектива, наблюдают за динамикой здоровья детей, организуют профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решают ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных воспитанников с проблемами здоровья.

В лагере медицинскими работниками могут проводиться занятия по программе «Лечебная педагогика. Создание в лагере (ДОУ) стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и воспитанникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. также являются элементами этой технологии.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие воспитанников: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека. Реализуются эти технологии в работе спортивных секций, спортивных праздниках, соревнованиях.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В лагере это - и обустройство территории, и зеленые растения в холлах, рекреациях и участие воспитанников в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность воспитанников по этим вопросам обеспечивается регулярным проведением инструктажей по ТБ, ПБ, педагогического коллектива на семинарах и инструктажах. За обеспечение безопасности условий пребывания в лагере отвечает директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру воспитательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой воспитателя, вожатого. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей и подростков, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, формированию основ здорового образа жизни, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с воспитанниками и их просвещение.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые в лагере:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной педагогики.

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья воспитанников.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в ОУ предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья детей. Первое - взаимосвязь проблем и путей их решения. Второе - многоуровневая структура каждой из проблем, соответствующая характеру решаемых задач и распределению сфер ответственности.

В системе организации летнего отдыха и оздоровления детей можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города, предполагает принятие грамотных стратегических решений и, в соответствии с этим, финансирование направлений и программ работы. Необходимо серьезное научное обеспечение разработки и реализации принимаемых программ с учетом состояния здоровья детей, всего населения, проживающего на данной территории. Ответственные лица на этом уровне - руководитель отдела образования и его заместители.

2. Уровень оздоровительного учреждения. Выбор пути начинается с постановки целей, определения места проблем здоровья среди задач, просто более внимательного отношения к этим вопросам, активного внедрения здоровьесберегающих технологий, перехода в статус «школы здоровья» и т.п. Хотя ответственность за все происходящее несет персонально директор, принимаются такие решения совместно с Советом ДОУ, педагогическим коллективом. Также необходима научная поддержка, основанная на данных о состоянии здоровья детей, пребывающих в лагерь. На уровне ДОУ с использованием здоровьесберегающих технологий решаются следующие задачи:

- создание оптимальных гигиенических, экологических условий для воспитательного процесса;

- обеспечение организации воспитательного процесса, предотвращающей формирование у детей дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.п.;

- обеспечение детей питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико-гигиеническими требованиями;

- включение в планы по ВР занятий, позволяющих целенаправленно подготовить детей к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни:

- обеспечение подготовки всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех педагогических работников и специалистов к внедрению в работу ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий;

- обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укреплять свое здоровье;

- проведение мониторинга состояния здоровья детей;

- проведение тематической работы с воспитанниками, направленной на основ здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

3.От того, насколько работа каждого воспитателя, вожатого, педагога-организатора отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счете зависит результат влияния ДОУ на здоровье учащихся. Задача руководства – включить в план ВР, концепцию воспитания ДОУ эти технологии, а использовать их в своей работе, отслеживая результаты, - задача каждого воспитателя.

Перед воспитателем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии, на первом этапе стоят следующие задачи:

- объективно оценить свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой коррекции и приступить к его реализации;

- включить в план своей работы здоровьесберегающие технологии;

- в свой портфолио включить педагогические приемы и техники, которые помогут формировать ОЗОЖ детей и подростков;

- содействовать формированию в ДОУ здоровьесберегающей образовательной среды как эффективному взаимодействию всех членов педагогического коллектива, воспитанников для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья.

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация воспитательного пространства на всех уровнях, при которой качественное развитие, воспитание детей не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что воспитательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, когда при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья воспитанников и педагогов (См. Приложение № 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: