Станины и рамы служат для координирования положения и движения основных узлов и механизмов машины.
Существует большое разнообразие рам и станин, но из них можно выделить два основных класса:
1) рамы и станины только для координации узлов и механизмов;
2) рамы и станины для координирования положения и направления движения узлов и механизмов.
Все рамы и станины имеют следующие поверхности:
1) основание — плоскость, которой они устанавливаются на шасси, или фундамент (основная база);
2) привалочные плоскости, служащие для координирования смонтированных на них узлов (вспомогательные базы);
3) крепежные отверстия для болтов и винтов, предназначенных как для крепления самой рамы или станины (например, к фундаменту), так и для прикрепления к ней сопряженных узлов и деталей.
Кроме того, у станин, служащих и для направления движения узлов, имеются направляющие поверхности и главные отверстия.
Учитывая, что станины по своей конструкции значительно сложнее рам и впитывают в себя все элементы рам, то в дальнейшем рассматриваются только станины.
Технические условия на изготовление станин устанавливают исходя из их служебного назначения.
1. Допускаемая не плоскостность поверхности основания 8 мм на 1000 мм.
2. Допускаемое отклонение от плоскостности привалочных плоскостей ± 8 мм на 1000 мм. Величина 8 определяется исходя из требуемой точности координирования сопряженного узла.
3. Правильность положения привалочных поверхностей относительно базовой.
4. Точность формы направляющих: прямолинейность — для направляющих поступательного движения, круглость — для направляющих вращательного движения.
Допускаемое отклонение зависит от необходимой точности траектории движения сопряженного узла. Например, для направляющих координатно-расточных станков - 4 мкм на 1000 мм, для лесопильных рам - 200 мкм.
5. Точность относительного положения отдельных поверхностей направляющих (параллельность, перпендикулярность).
6. Шероховатость направляющих Ra = 0,08... 2 мкм.
Твердость направляющих i.