Операция сборки резьбовых соединений с болтами и гайками включает следующие переходы:
1) предварительное соединение деталей узла с постановкой болтов или гаек;
2) установка подсобранного узла в приспособлении;
3) навинчивание болтов или гаек;
4) снятие собранного узла.
Процесс навинчивания болтов или гаек условно можно представить состоящим из трех переходов: наживление, свободное навинчивание и затяжка с заданным моментом.
При большом числе болтов или гаек рекомендуется завертывать их по методу спирали (рис. 8.11).
Причем затягивать болты и гайки необходимо постепенно, т.е. сначала затянуть все болты и гайки на 1/3 момента, затем на 2/3 и, наконец, на полную затяжку.
Если в сопряжении имеется упругая прокладка, через 24 или 48 ч после сборки еще раз следует подтянуть болты или гайки. Максимальный момент, создаваемый при затяжке, не должен быть более
(8.3)
где σв - предел прочности материала болта или шпильки; d - средний диаметр резьбы.
Для предотвращения самоотвинчивания болтов и гаек, при действии динамических нагрузок, производят стопорение.
|
|
Существуют следующие методы стопорения:
1) стопорение контргайкой;
2) стопорение винтом;
3) стопорение специальными гайками;
4) стопорение шплинтом;
5) стопорение пружинными шайбами;
6) стопорение деформируемой шайбой с наружными выступами;
7) стопорение проволокой;
8) стопорение накерниванием.
Постановка винтов
Операция сборки соединения, в котором скрепляющей деталью является винт, состоят обычно из следующих переходов:
1) установки подсобранных деталей соединения на подставку (в случае сборки мелких и средних узлов);
2) захвата винта механической отверткой;
3) завинчивания винта в деталь;
4) снятия собранного соединения.
При сборке крупных узлов или общей сборке изделия процесс состоит из нажиапе- ния и завинчивания винта.
Величина момента затяжки винта:
1) с цилиндрической, сферической или шестигранной головками
Л/мт = 0,005^d(6,5f+ 1); (8,4)
2) с потайной головкой
Мя т = 0,005f3σт(9,8f+ 1), (8.5)
где d - наружный диаметр резьбы; σт - предел текучести материала винта; f- коэффициент трения головки винта по опорной поверхности.