Твердые и мягкие согласные

Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки и прочитай под- и под каждой парой картинок.





 

Мышка Пальцы лук воз





Мишка Пяльцы люк вёз

2. Назови первую букву в каждой паре слов. Одинаковые ли буквы в словах пары?

3. Произнеси первый звук в каждой паре слов. Одинаковые ли звуки в словах пары? В каких словах эти звукитвёрдые, а в каких — мягкие?

4. Скажи, какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких.

5. Запиши слова парами и подчеркни по образцу:

МышкаМишка.

После твёрдых согласных пишутся буквы: а, о, у, ы. После мягких согласных пишутся буквы: я, е, ё, ю, и.

Упражнение 2. 1. Спиши пары слов. Объясни их значение.

Были — били. Нос — нёс.

Рад — ряд. Суда — сюда.

2. Произнеси выделенные согласные по образцу: б — бь.
В каких словах они твёрдые, а в каких — мягкие? Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие — двумя.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 3. Спиши предложения. Вставь по смыслу ва из упражнения 2.

1) Мы... на площади. 2) Мы слушали, как... часы. 3) В порт вошли.... 4) Мы придём... вечером. 5) Миша..., что получился ровный....

Упражнение 4. 1. Спиши слова. Объясни их значение.
Дым — Дима. Тук — тюк.

Сад — сядь. Ров — рёв.

2. Произнеси выделенные твёрдые согласные, потом —мягкие.

3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?

Упражнение 5. Спиши предложения. Вставь по смыслу слова из упражнения 4.

1)... развёл костёр. 2) Кругом был.... 3) У дома фруктовый.... 4) Пожалуйста,.... 5) Игорь поднял тяжёлый.... 6) Дятел носом... да....

Упражнение 6. 1. Прочитай слова в рамке. Произнеси их по слогам. Произнеси твёрдые и мягкие согласные..

2. Запиши по образцу. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.

Одежла Посуда

Мебель для школышкольная мебель.

Полка для посуды —... полка.

Щётка для одежды —... щётка.

3. Назови слова-родственники в каждой строчке. Чем
они похожи?

Упражнение 7. 1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

1) Наш М...ша трус. 2) Он боится маленькой М...ШКИ. 3) Дятел долбит дерево кл...вом. 4) Еж свернулся в кл...бок.

2. Подчеркни мягкие согласные в первом и третьем предложениях. Произнеси их.

Упражнение 8. 1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Произнеси твёрдые и мягкие согласные.

2. Спиши предложения. Составь к ним схемы.


В сервизе шесть глубоких тарелок.

Эти тарелки для супа.

тарелка

Упражнение 9. 1. Рассмотри картинки и напиши названия предметов.


 

 

 


 

 

2. Подчеркни мягкие согласные. Произнеси их. Какие согласные буквы написаны после мягких согласных?

3. Какие три группы предметов нарисованы здесь?

Упражнение 10. 1. Подбери картинки-отгадки к каждой загадке.







Блещет в речке чистой спинкой серебристой.

Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.

Не птица, а с дерева на дерево летает.

Стукнешь о стенку — я отскочу,

бросишь на землю — я подскочу.

На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.

2. Запиши отгадки в порядке загадок. Подчеркни твёрже согласные одной чертой, мягкие — двумя.

Упражнение 11. 1. Прочитай рассказ и запиши его. Вставь пропущенные буквы.

У нас был п...с Р...кс. Он был учёный. Раз я бро-л палку и кр...кнул: «Эй, Р...кс, принеси!» П...с ин...с палку. Он ум...л прыгать через барьер, давать лапу.

2. Скажи, какие буквы пропущены. Какие согласные, кягкие или твёрдые, стоят перед этими буквами?

Упражнение 12. 1. Прочитай.

ЛЕС.

Лес — это наряд земли. Где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. В лесу — грибные поляны. Около пней душистая вкусная земляника.

2. Запиши ответы на вопросы.

Что украшает землю? Какой воздух в лесу? Для кого лес — это дом? Что растёт в лесу?

3. Поставь ударение в словах последнего предложения.
Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие —
двумя.

Упражнение 13. 1. Прочитай.

ОРЛИК.

Мы с ним работали в поле. Оба устали. Я снял

с Орлика уздечку. Он заржал и убежал в луга.

Я вёл Орлика домой. Усталость у него прошла.

2. Из двух последних предложений выбери начало рас
сказа и его конец.

3. Запиши заглавие и все предложения в нужном по
рядке. В последнем предложении подчеркни мягкие со
гласные.

Упражнение 14. 1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.

 

КАК НАДО УБИРАТЬ КЛАСС.

С чего начать? Сначала сотру пыль. Теперь полью цветы.

       
   
 
 


\—

Быстренько пол подмету. А доска-то! Сейчас сотру весь мел с доски

2. Ответь на вопросы.

Правильно ли девочка убирала класс? В чём она ошиблась?

3. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.

ПРАВИЛЬНО УБИРАЙ КЛАСС.

1. Влажной тряпкой вытри доску.

2. Полей цветы.

3. Подмети пол.

4. Собери мусор и вынеси его.

5. Сотри влажной тряпкой пыль с мебели.

Упражнение 15. 1. Прочитай. В выделенных словах назови согласные. Скажи, какие они, твёрдые или мягкие.

ДДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ.

Летом ребята ходили в рощу. Там они собирали ягоды рябины. Это пища для птиц. Наступит зима. Повесят дети кормушки. Насыплют туда ягоды. Прилетайте, птицы! Друзья природы позаботились

о вас.

2. Запиши ответы на вопросы. Когда дети ходили в рощу? Что они там собирали? Для кого эта пища? Кто эти ребята?

Упражнение 16. 1. Прочитай.

Митя потерял в лесу шапку. Через две недели он снова отправился в лес. Свою шапку мальчик увидел на суку. Он полез за ней и удивился.

2. Закончи рассказ, объяснив, чему удивился Митя.

3. Запиши ответы на вопросы.
Что увидел Митя на суку?
Куда полез мальчик?
Кого он нашёл в шапке?

4. Подчеркни мягкие согласные в первом предложении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: