Упражнение 1. 1. Рассмотри картинки и прочитай под- и под каждой парой картинок.
Мышка Пальцы лук воз
Мишка Пяльцы люк вёз
2. Назови первую букву в каждой паре слов. Одинаковые ли буквы в словах пары?
3. Произнеси первый звук в каждой паре слов. Одинаковые ли звуки в словах пары? В каких словах эти звукитвёрдые, а в каких — мягкие?
4. Скажи, какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких.
5. Запиши слова парами и подчеркни по образцу:
Мышка — Мишка.
После твёрдых согласных пишутся буквы: а, о, у, ы. После мягких согласных пишутся буквы: я, е, ё, ю, и. |
Упражнение 2. 1. Спиши пары слов. Объясни их значение.
Были — били. Нос — нёс.
Рад — ряд. Суда — сюда.
2. Произнеси выделенные согласные по образцу: б — бь.
В каких словах они твёрдые, а в каких — мягкие? Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие — двумя.
3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?
Упражнение 3. Спиши предложения. Вставь по смыслу ва из упражнения 2.
1) Мы... на площади. 2) Мы слушали, как... часы. 3) В порт вошли.... 4) Мы придём... вечером. 5) Миша..., что получился ровный....
Упражнение 4. 1. Спиши слова. Объясни их значение.
Дым — Дима. Тук — тюк.
Сад — сядь. Ров — рёв.
2. Произнеси выделенные твёрдые согласные, потом —мягкие.
3. Какие гласные написаны после твёрдых согласных, а какие — после мягких?
Упражнение 5. Спиши предложения. Вставь по смыслу слова из упражнения 4.
1)... развёл костёр. 2) Кругом был.... 3) У дома фруктовый.... 4) Пожалуйста,.... 5) Игорь поднял тяжёлый.... 6) Дятел носом... да....
Упражнение 6. 1. Прочитай слова в рамке. Произнеси их по слогам. Произнеси твёрдые и мягкие согласные..
2. Запиши по образцу. Подчеркни мягкие согласные двумя чертами.
Одежла Посуда |
Мебель для школы — школьная мебель.
Полка для посуды —... полка.
Щётка для одежды —... щётка.
3. Назови слова-родственники в каждой строчке. Чем
они похожи?
Упражнение 7. 1. Спиши предложения. Вставь пропущенные буквы.
1) Наш М...ша трус. 2) Он боится маленькой М...ШКИ. 3) Дятел долбит дерево кл...вом. 4) Еж свернулся в кл...бок.
2. Подчеркни мягкие согласные в первом и третьем предложениях. Произнеси их.
Упражнение 8. 1. Прочитай слово в рамке. Раздели его на слоги. Произнеси твёрдые и мягкие согласные.
2. Спиши предложения. Составь к ним схемы.
В сервизе шесть глубоких тарелок.
Эти тарелки для супа.
тарелка |
Упражнение 9. 1. Рассмотри картинки и напиши названия предметов.
2. Подчеркни мягкие согласные. Произнеси их. Какие согласные буквы написаны после мягких согласных?
3. Какие три группы предметов нарисованы здесь?
Упражнение 10. 1. Подбери картинки-отгадки к каждой загадке.
Блещет в речке чистой спинкой серебристой.
Я всё знаю, всех учу, а сама всегда молчу.
Не птица, а с дерева на дерево летает.
Стукнешь о стенку — я отскочу,
бросишь на землю — я подскочу.
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.
2. Запиши отгадки в порядке загадок. Подчеркни твёрже согласные одной чертой, мягкие — двумя.
Упражнение 11. 1. Прочитай рассказ и запиши его. Вставь пропущенные буквы.
У нас был п...с Р...кс. Он был учёный. Раз я бро-л палку и кр...кнул: «Эй, Р...кс, принеси!» П...с ин...с палку. Он ум...л прыгать через барьер, давать лапу.
2. Скажи, какие буквы пропущены. Какие согласные, кягкие или твёрдые, стоят перед этими буквами?
Упражнение 12. 1. Прочитай.
ЛЕС.
Лес — это наряд земли. Где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. В лесу — грибные поляны. Около пней душистая вкусная земляника.
2. Запиши ответы на вопросы.
Что украшает землю? Какой воздух в лесу? Для кого лес — это дом? Что растёт в лесу?
3. Поставь ударение в словах последнего предложения.
Подчеркни твёрдые согласные одной чертой, мягкие —
двумя.
Упражнение 13. 1. Прочитай.
ОРЛИК.
Мы с ним работали в поле. Оба устали. Я снял
с Орлика уздечку. Он заржал и убежал в луга.
Я вёл Орлика домой. Усталость у него прошла.
2. Из двух последних предложений выбери начало рас
сказа и его конец.
3. Запиши заглавие и все предложения в нужном по
рядке. В последнем предложении подчеркни мягкие со
гласные.
Упражнение 14. 1. Рассмотри картинки и прочитай подписи.
КАК НАДО УБИРАТЬ КЛАСС.
С чего начать? Сначала сотру пыль. Теперь полью цветы.
\—
Быстренько пол подмету. А доска-то! Сейчас сотру весь мел с доски
2. Ответь на вопросы.
Правильно ли девочка убирала класс? В чём она ошиблась?
3. Спиши. Подчеркни мягкие согласные.
ПРАВИЛЬНО УБИРАЙ КЛАСС.
1. Влажной тряпкой вытри доску.
2. Полей цветы.
3. Подмети пол.
4. Собери мусор и вынеси его.
5. Сотри влажной тряпкой пыль с мебели.
Упражнение 15. 1. Прочитай. В выделенных словах назови согласные. Скажи, какие они, твёрдые или мягкие.
ДДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ. |
Летом ребята ходили в рощу. Там они собирали ягоды рябины. Это пища для птиц. Наступит зима. Повесят дети кормушки. Насыплют туда ягоды. Прилетайте, птицы! Друзья природы позаботились
о вас.
2. Запиши ответы на вопросы. Когда дети ходили в рощу? Что они там собирали? Для кого эта пища? Кто эти ребята?
Упражнение 16. 1. Прочитай.
Митя потерял в лесу шапку. Через две недели он снова отправился в лес. Свою шапку мальчик увидел на суку. Он полез за ней и удивился.
2. Закончи рассказ, объяснив, чему удивился Митя.
3. Запиши ответы на вопросы.
Что увидел Митя на суку?
Куда полез мальчик?
Кого он нашёл в шапке?
4. Подчеркни мягкие согласные в первом предложении.