В настоящее время среди стран с рыночной экономикой нет таких, которые бы опирались только на саморегулирующийся механизм рынка. Элементы государственного регулирования в той или иной степени применяют все страны. Так, в промышленно развитых странах существуют три основные институциональные модели политики занятости, сочетающие в себе элементы государственного и рыночного регулирования: европейская, скандинавская, американская. Для России точное копирование какой-то одной из зарубежных моделей нецелесообразно. Необходимо создать новую российскую модель эффективной занятости исходя из имеющегося опыта политики занятости, менталитета населения, российской действительности.
Основным инструментариемполитики занятости, специально финансируемым сначала из средств Государственного фонда занятости, а с 2001 г. — из федерального и местного бюджетов как напрямую, так и через казначейство, являются соответствующие международной практике и российскому законодательству активный и пассивный методы государственного регулирования занятости.
Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.
Активная политика занятости включает, прежде всего, меры:
¨ по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;
¨ инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;
¨ поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.
Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения и др.).
К пассивным мерам также относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.
Обратимся к практике стран ЕС и стран Восточной Азии.
В 1997 г. был принят Амстердамский договор, в котором зафиксированы 4 основные направления совершенствования структуры занятости в рамках ЕС. К ним относятся:
1. Оптимизация структуры занятости и формирование новых профессиональных навыков. Ключевыми задачами стратегии являются борьба с молодёжной безработицей и превентивные меры в отношении долгосрочной безработицы: в первые шесть месяцев пребывания без работы каждому молодому человеку могут быть предложены новые возможности в форме обучения, переподготовки, стажировки или в другой форме, взрослым безработным подобная возможность предоставляется в первые 12 месяцев пребывания без работы; развитие партнёрских отношений – государства и социальные партнёры должны совместными усилиями обеспечивать возможности постоянного повышения квалификации и переподготовки в соответствии с новыми требованиями времени; облегчение перехода от школы к работе: принятие мер по совершенствованию качества и структуры среднего образования с тем, чтобы сократить число молодых людей, бросающих обучение, а также обеспечение большей адаптационной способности молодых людей к происходящим технологическим и экономическим изменениям и к приобретению необходимых для рынка труда навыков в результате прохождения специальной подготовки и обучения.
2. Развитие предпринимательства. Предпринимательство в данном случае понимается широко и включает в себя создание новых предприятий, развитие уже существующих и расширение их бизнеса, стимулирование инициативы внутри крупных фирм. Новые возможности, предоставляемые Европейским инвестиционным банком, в сочетании с другими мерами государства позволят облегчить процедуру создания нового бизнеса. На государство в этой связи ложится задача упростить процедуры взимания налогов и снизить общий уровень налоговой нагрузки на малые и средние предприятия.
3. Усиление адаптационной способности. Здесь подразумевается адаптация всей экономики в целом и рынка труда в частности к быстроменяющимся условиям бизнеса. Это касается, прежде всего, технологических изменений, преобразования структуры производства и появления новых товаров и услуг. Адаптация заключается в изменении системы организации труда, трудовых контрактов, управления персоналом, системы образования и подготовки кадров.
4. Обеспечение равных возможностей. Подразумевается решение гендерной проблемы с тем, чтобы мужчины и женщины могли работать на равных условиях и иметь равные права и обязанности с целью сокращения экономических потерь от неполного и неэффективного использования труда всех слоёв населения. Принцип касается также устранения неравенства и более активного вовлечения в трудовую деятельность инвалидов.
Практика развивающихся стран Восточной Азии в сфере регулирования национальных рынков труда представлена четырьмя основными программами:
¨ оказание содействия безработным в поиске работы (информирование о наличии вакантных мест, помощь в поиске работы, система подготовки и переподготовки кадров);
¨ создание новых рабочих мест (использование не только государственных, но в большей степени частнопредпринимательских финансовых возможностей и инициатив);
¨ укрепления социальной безопасности населения (страхование от потери работы, предоставление государственных целевых займов, расширение правительственных программ по трансфертам и т.п.);
¨ содействия повышению производительности труда, реструктуризации и стабилизации национальной экономики (предоставление информации, улучшение взаимоотношений между работающими и работодателями, поиск путей, альтернативных увольнению, содействие возвращению уволенных сотрудников в число частично занятых).
Как правило, национальные стратегии содействия занятости имеют разносторонний характер и реализуются по многим направлениям четырёх рассмотренных выше программ. Эти меры должны быть включены в национальные планы совершенствования занятости.
Государственными органами по вопросам занятости являются Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и территориальные органы по вопросам занятости. Их функции распределяются так.
Федеральная служба по труду и занятости России в составе вышеозначенного министерства осуществляет финансирование мероприятий по вопросам занятости; на основе анализа состояния рынка труда разрабатывает и направляет в территории контрольные цифры для разработки региональных программ занятости; разрабатывает нормативы и правовую документацию для осуществления этого направления социальной политики.
Департаменты Федеральной государственной службы занятости населенияраспределяют финансовые средства на реализацию программ занятости и осуществляют функции контроля за их использованием, а также оказывают координационные, методические услуги центрам занятости; устанавливают контрольные цифры для региона; издают приказы и распоряжения на основе имеющейся нормативной документации.
Территориальные органы по вопросам занятости - центры занятости (это название сохранилось только за структурами, работающими на уровне район/город) заключают соглашения с администрацией о разработке и совместном финансировании региональных программ занятости; заключают договоры о реализации мероприятий активной политики занятости и совместном финансировании общественных работ, временной занятости, субсидированной занятости, организовывают выполнение заказов предприятия на обучение персонала; представляют в установленном порядке договоры на финансирование содержания центра занятости, выплату пособий, для реализации мероприятий активной политики занятости; организовывают реализацию направлений активной политики занятости на основе конкурсного отбора путем проведения торгов. Непосредственно спланированные мероприятия активной политики занятости осуществляют организации или физические лица, выигравшие тендер на предоставление данной конкретной услуги.
Для социальной защиты безработных разработан и осуществляется ряд мер: прямых и косвенных. Прямые - возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест, сохранение и создание рабочих мест на действующих предприятиях, организация общественных работ, создание рабочих мест для различных категорий безработных. Косвенные - административное или законодательное регулирование занятости, а именно: обеспечение правовой защищённости наёмных работников; обучение и переобучение работников; выплата пособий по безработице, проведение ярмарок и аукционов вакансий; развитие самозанятости; использование альтернативных форм занятости (гибкие и нетрадиционные), а также мирового опыта «дележа рабочих мест» (job-sharing) и «дележа работы» (work-sharing) во времени и пространстве.