Концепция реинжиниринга бизнес-процессов в логистике

Она является модификацией общей концепции реинжиниринга. Реинжиниринг представляет собой общую концепцию проектирования работ не по иерархическому вертикальному управлению функциями и специализации труда, а по горизонтальным, или идущим от начала до конца, процессам создания ценностей для потребителя. Основная философия реинжиниринга – управление процессами, пересекающимися со всеми функциональными задачами предприятия, что в последствии может потребовать радикальных изменений в структуре организации и в распределении ответственности.

Реинжиниринг бизнес-процессов как логистическая концепция имеет ряд различных направлений, используемых при решении задач по сокращению производственного цикла изготовления изделий, скорейшему выходу на рынок новой продукции, увеличению гибкости (мобильности) производства с целью наиболее полного удовлетворения растущих и постоянно меняющихся требований потребителя, а также увеличению фондоотдачи производства. К этим направлениям относятся: групповая технология, централизация обработки, конструирование ценностей, нулевой дефект, планирование материальных ресурсов, всеобщий контроль качества, всеобщее управление качеством, точно в нужный момент, компьютерная интеграция производства.

Основные положения реинжиниринга бизнес-процессов как логистической концепции состоят в следующем.

1. Реинжиниринг имеет дело с процессами, в том числе технологическими, а не с функциями (подразделениями) организационной структуры предприятия. В результате реинжиниринга может потребоваться изменение организационной структуры управления предприятием – его реструктуризация.

2. Процесс в теории реинжиниринга – это решение связанных между собой задач, результатом которого является создание ценностей для потребителя. Интеграция задач в процесс не отрицает необходимости функциональной специализации, предполагающей наличие компетенции и специальных знаний, необходимых для реализации задач процесса. Сформированные процессы как бы пересекаются со всеми функциями, которые в различной степени участвуют в решении задач процесса.

3. Существуют две основные характеристики производственного процесса: степень посредничества и степень сотрудничества. Высокая степень посредничества предполагает последовательный вклад каждого работника при отсутствии параллельных действий, а низкая степень посредничества – прямой вклад каждого, когда все действия выполняются параллельно. Низкая степень сотрудничества характеризуется работой без обмена информацией; при высокой степени сотрудничества имеет место полная координация с открытым доступом к общей информации. Реинжиниринг стремиться к такой организации работы по каждому процессу, которая увеличила бы степень сотрудничества (групповая работа) и уменьшила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость).

4. Реинжиниринг не ограничивается только тем процессом, который реконструируется, он должен касаться и всех смежных областей производства и распределения.

5. Необходимой базой для реинжиниринга является объединение всех компьютерных систем предприятия в одну сеть. Необходимо создать единую базу данных, которая должна интегрировать информацию по обработке и прохождению заказов с дистрибьюторской сетью, системой инвентаризации, базой данных системы контроля. Единая интегрированная база данных не только обеспечит своевременный доступ к необходимой информации, ускорит координацию и согласование, но и значительно сократит время принятия решений.

6. В решении задачи сокращения общего времени прохождения процесса главное место занимает сопоставление общего времени выполнения той или иной задачи (элемента) процесса и доли времени, в течении которого образуется добавленная стоимость. Анализ отношения времени образования добавленной стоимости к общему времени выполнения той или иной задачи, включая вспомогательные работы, позволяет выявить резервы сокращения времени всего цикла процесса.

Последовательность реализации концепции реинжиниринга в общем виде заключается в следующем:

- изучаются требования потребителей к конечному продукту, его фактические и желательные характеристики (доставка, сервис, качество);

- составляется проект маршрута процесса – от получения заказа до доставки продукции потребителям;

- составляется карта процесса с указанием его участников и задач функциональных подразделений на каждой стадии маршрута процесса (границы ответственности, отрезки времени, в которые образуется добавленная стоимость по всему производственному циклу);

- перепроектирование процесса в случае изменения потоков (маршрутов) процесса;

- реализация, контроль и стандартизация спроектированного процесса.

Как результат этой реализации – изменение организации процесса товародвижения с позиции рационализации и оптимизации (рис. 1).


Рис. 1. Содержание реализации логистической концепции реинжиниринга бизнес-процессов

Общая модель логистической концепции реинжиниринга бизнес-процессов выглядит следующим образом (К. Н. Таньков).

Процесс определяется совокупностью потоков функций всех подсистем предприятия и обеспечивает внутренние и внешние связи «предприятие-потребитель» в разрезе каждого материального изделия по показателям номенклатуры, качества, количества, цены, места и времени реализации согласно требованиям конкретного потребителя. Представления о процессе, результат реализации которого в полной мере удовлетворяет потребности потребителя, можна представить в виде зависимости:

ЛП = {ЛФ1, ЛФ2, …, ЛФn,..., ЛФN} (4)

где ЛФ – логистическая функция r –го вида;

В свою очередь состав любой логистической функции (например ЛФт) представим в виде:

ЛФт = {ЛОСФn,1, ЛОСФn,2, …, ЛОСФn,i,..., ЛОСФ,N} (5)

где ЛОСФm,i – логистическая операция і-го вида n – го вида функции.

Логистическая функция – это выделенная, не подлежащая декомпозиции совокупность действий, которая реализуется в рамках определенных задач формирования потребительских свойств продукции. В этом случае модель формирования интегрального результата функционирования процесса можна представить в виде:

G = f {G1, G2, …, Gn, …, GN} (6)

где G – интегральный результат функционирования процесса;

Gn, – логистическая функция n-го вида, n = (1, 2, …, n, …, N).

Представим логистический процесс как взаимосвязанную и взаимоопредпределенную совокупность последовательно выполняемых логистических функций. В качестве основного условия его эффективности принимаем надежность ее функциональной структуры и взаимосвязей. То есть, сбой любой функции в процессе приводит к сбою всего процесса в целом. Представим вероятность безотказного функционирования процесса в виде:

N

Р (ЛП) = ∏ P (ЛФn) (7)

n = 1

где P (ЛФn) – вероятность безотказного выполнения логистической функции n-го вида.

Поскольку каждая логистическая функция состоит из нескольких логистических операций, вероятность его безотказного выполнения определяется зависимостью:

Nі

Р (ЛФn) = ∏ P (ЛОn,і) (8)

і = 1

где P (ЛОn,і) – вероятность безотказного выполнения і-й логистической операции логистической функции n-го вида.

При совместном рассмотрении уравнений (7) и (8) получаем зависимость:

N Nі

Р (ЛП) = ∏ ∏ P (ЛОn,і) (9)

і = 1 n = 1

Теоретически для определения оптимального, с точки зрения производителя, уровня надежности логистического процесса, должно осуществляться своеобразное балансирование количества функций и вероятности их безотказного выполнения. Как свидетельствуют теоретические расчеты, должно осуществляться своеобразное балансирование количества привлеченных функций и вероятности их безотказного выполнения. Такая взаимозависимость является очень жесткой (табл. 1, рис. 2,а).

Таблиця 1

Зависимость вероятности безотказного функционирования логистического процесса от количества логистических функций с одинаковым уровнем надежности

Количество функций Вероятность P (ЛФn)
0,90 0,80 0,70 0,60
  0,81 0,64 0,49 0,36
  0,65 0,41 0,24 0,13
  0,53 0,26 0,12 0,05
  0,43 0,17 0,06 0,02
  0,35 0,11 0,03 0,01
  0,28 0,07 0,01  
  0,23 0,04    
  0,18 0,03    
  0,15 0,02    
  0,12 0,01    

Надежность логистического процесса
Надежность логистического процесса
1,0
0,8
0,6
0,4
Область изменения вероятности появления сбоя функции
0,4
0,6
0,8
1,0
P (CФ) = 0,90
0,9
0,26
0,53
- 42 %
P (CФ) = 0,80
- 67,5 %
- 99,92 %
- 99,83 %

       
   
 
 


А2
P (CФ) = 0,70
0,2
0,2
ё

       
 
   


Рис. 2. Зависимость надежности логистического процесса от количества функций с разным уровнем надежности P (ЛФ)

Так при вероятности безотказного выполнения каждой с 6 функций 0,90 вероятность безотказного функционирования процесса составит 0,53, то есть уменьшается в 1,4 раза. Соответственно при вероятности безотказного выполнения каждой функции 0,75 вероятность безотказного функционирования процесса уменьшается в 12,5 раза.

При соотношении вероятности безотказного выполнения 6 функций 0,80 (80 %) / 0,90 (20 %) вероятность безотказного функционирования процесса увеличивается в 1,6 раза. В случае соотношения 0,80 (80 %) / 0,60 (20 %) вероятность безотказного функционирования процесса уменьшается в 1,7 раза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: