Историческое развитие представлений о культуре

Античные представления о культуре - Уже в эпоху Древней Греции началось формирование понимания культуры. По первоначальным представлениям греков культура – это влияние человека на природу, как совокупность навыков умений, как результат деятельности человека, который видоизменяет природу. В процессе реконструкции историко-культурного контекста самого понятия «культура» эпохи Древней Греции следует отметить, что в него входит и воспитание, и возделывание (первичное значение) и культ (поклонение, почитание).

Представления о культуре в эпоху средневековья - В рассматриваемый период времени происходит координатное изменение по отношению к рассматриваемому вопросу. Связано это было с тем, что средневековье выдвигает свою, отличную от предшествующей эпохи мировоззренческую парадигму. Вместо античной системы ценностей, для средневековой культуры характерны следующие черты: монотеизм, духовность, утверждение аскетического идеала, книжное знание (происходит переход от познания через наблюдение и опирающееся на логику в эпоху античности).

Понимание культуры в новое время(И.Г.Гердер, школа эволюционистов, школа диффузионистов, неокантианцы). - Понятие «культура» вошло в обиход в современном значении в европейской мысли во второй половине XVIII в. в Германии. Оно имело два смысловых оттенка: господство над природой с помощью знаний и ремесла, так как культура выступала как материальное достояние общества; внутренние духовные богатства личности.

Теория культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). - С несколько иных позиций эволюционная теория отвергалась представителями теории культурно-исторических типов – Данилевским, Шпенглером, Сорокиным, Тойнби. Для них существовали не абстрактные, а множество реально существующих типов культур. Объектом изучения выступали крупные социальные и культурные феномены, существующие в виде целостностей.

“Архетипы культуры” К. Юнга - Если представители концепций, основанных на теории культурно-исторических типов, стремились выделить «локальные» структуры, «локальные цивилизации», которые бы не имели общего субстрата. То швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961) и его последователи выдвигали предположение об универсальном содержании, скрытом в любой структуре из психобиологического единства человечества.

Теория игры Йохана Хейзинга - Современный голландский культуролог, автор произведений «Homo ludens» (человек играющий), «Осень средневековья», Й. Хейзинга предлагает понимание культуры как игры. В основе развития культуры человека лежит не труд, а игра. Человек начинает играть до того, как побеждает природу. Всякая форма культуры – игра, как свободный выбор.

Культура в понимании представителей французской школы “Анналов” - Французская школа «Анналов» (по названию журнала «Анналы социальной и экономической истории», основанного в 1929 г. Л. Февром и М. Блоком) ведущим принципом объявляет «тотальную» или «глобальную» историю. Это история живших в конкретном времени и пространстве людей, причем рассматриваемая с максимально большого количества точек наблюдения. Ее целью является восстановление всех доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности. «Тотальная» история устраняет искусственное деление истории на политическую, экономическую, социальную, дипломатическую, военную и стремиться дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах. Задача историка, по мнению представителей школы «Анналов», состоит не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей. А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: