Склонение числительных

  оба обе (ж. р.) четыре сорок девяносто сто полтора полтораста триста, пятьсот
И. оба обе четыре сорок девяносто сто полтора полтораста триста, пятьсот
Р. обоих обеих четырех сорока девяноста ста полутора полутораста трехсот, пятисот
Д. обоим обеим четырем сорока девяноста ста полутора полутораста тремстам, пятистам
В. оба обе четыре сорок девяносто сто полтора полтораста триста, пятьсот
Т. обоими обеими четырьмя сорока девяноста ста полутора полутораста тремястами, пятьюстами
П. обоих обеих четырех сорока девяноста ста полутора полутораста о трехстах, о пятистах

Упражнение 31. Напишите словами:

11, 15, 50, 205, 381, 499, 11/2, 51/2, 63/4,4½-тысячный, 7½-миллионный, 2,5-ый интервал

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 32. Подчеркните существительные, которые не сочетаются с собирательными числительными двое - десятеро:

1) друзья, козлята, ученицы, щипцы 3) артисты, учебники, очки, шорты

2) перчатки, кошки, цыплята, парни 4) санки, джинсы, ручки, студенты

Упражнение 33. Подчеркните в каждом ряду числительные:

1) десяток домов, трое студентов, сотня долларов, двойная запись, выбрать двоих
2) удвоить усилия, получить двойку, двадцатый вагон, пятилетний план

3) триста лет, купить тройник, три часа, цветочный триптих, получить тройку, трижды пытался
4) второсортный товар, второй час, вторить мне, двое друзей, во-вторых
5) пять раз, пятый урок, пятиглавый собор, пятёрка за ответ, пятью пять, пятеро котят

Упражнение 34. I. Подчеркните собирательные числительные, выделите их суффиксы.

1) триста тридцать третий, третий, трое, три
2) семеро, седьмой, семисотый, семьдесят
3) два, второй, двадцать второй, двое
4) десятеро, десятый, десятью

II. Подчеркните порядковые числительные. Поставьте к ним вопросы.
1) второй капитан, два капитана, двое капитанов ___________________________
2) трое друзей, три друга, третий друг, тридцать три друга__________________
3) девять тысяч воинов, девятеро воинов, девятый воин, девяносто девятый воин________________

Упражнение 35. I. Вставьте числительные оба – обе в нужном падеже.

1) На _____________ стенах висели стенды.

2) Хорошие отношения установились между _______________ государствами.

3) _________________детей, брата и сестру, приняли в секцию.

4) Я ______________ руками "за"!

5) В _______________ книжках я не нашел ответа на свой вопрос.
6) Профессор согласен с _________________ врачами.
7) Для _______________групп туристов предоставили автобусы.
8) На _______________ полках стояли словари.
9) На ________________концертах певица исполняла свой хит.
10) Я горжусь ______________своими братьями.
11) Я готов спорить с _______________докладчиками.

12) Город расположен по______________ берегам реки.
13) На ______________сторонах реки - курортная зона.

14) У ______________ ребят отличные оценки.

II. Употребите с каждым словом числительное оба-обе.
1) Говорить (с кем?) с ________ учительницами, ________ врачами, ________ старушками, ________ стариками, ________ мужчинами, ________ женщинами, ________ студентками, _______студентами.
2) Носить (на чём?) на __________ ногах, ________ руках, ________, ________глазах, ________частях, __________ ушах, __________ пальцах.
3) Любоваться (кем? чем?) _____________ медвежатами, ________ кошками, ________ птицами, ____________дельфинами, _________аквариумами.

Упражнение 36.
I. Запишите, вставляя числительное полтораста

1)________________________ километра осталось проехать.

2) Туристам осталось около________________________километров.

3) К_______________________километрам шоссе прибавилось ещё пятьсот метров.

4) Новое шоссе ________________________километрами длиннее прежнего.

5) В_______________________километрах от шоссе находиться наше село.

II. Запишите предложение, употребив одно из данных в скобках словосочетаний в нужном падеже.

1) План выполнен (полтора месяца, три недели, четыре дня) раньше срока ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Поселок расположен в (полтораста километров, сорок четыре километра) от райцентра ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Время выполнения домашней работы равняется (полтора часа, два часа, девяносто минут) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Сроки выполнения ремонта сократились до (полторы недели, три декады, 50 дней) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 37. Устно просклоняйте количественные числительные 45, 390. 978, подставляя их в данные ниже предложения.

И. п. Здесь... книг. Р. Нет... книг.

Д. п. Интерес к... книгам В. Выдайте... книг

Т. Я приехал с... книгами. П. Бракованные страницы в...книгах

Упражнение 38. В следующих предложениях числа, изображённые цифрами, запишите словами.

1) Шёл 1941 _______________________________________________год.

2) Прибыл поезд с 28 ________________________________________ вагонами.

3) Из 693____________________________________________________учеников нашей школы около 90 _____________________– учащиеся 9_________________ и 10 _______________классов.

4) Соревновались футбольные команды нескольких московских школ: 41_______________________, 173_______________________________________, 564________________________________________.

Упражнение 39. Образуйте и напишите сложные слова.Образец: пяти лет – пятилетний

сто двадцати миллиметров - _________________________________________

сорок тонн - ______________________________________________________

три яруса - ______________________________________________________

семи миль - _______________________________________________________

девяносто лет - ____________________________________________________

сто семьдесят миллионов - __________________________________________

сорок ножек -_____________________________________________________

Упражнение 40. Прочитайте предложения, поставив числительные в нужном падеже. Помните: числительные — визитная карточка общей речевой культуры говорящего.

1) Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях. 2) В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахот­ной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды. 3) В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппара­тами, в том числе 1850 истребителями. 4) Наиболее развитая трамвайная сеть в мире — петербургская, с 2402 вагонами и 64 маршрутами. 5) Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные. 6) Более чем в 350 залах Эрмитажа хранится почти 3 миллиона произведений искусства. 7) Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Упражнение 41. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки.

1) Наш город с 8760 ______________________________________________________________ жителями расположен на берегу Волги. 2) Строительство завода должно завершиться к 2012 __________________________________________году. 3) Отряд противника насчитывал около 660 ____________________________________________________штыков и около пол....тораста лошадей. 4) Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко)______________, 5 (галета) _______________и не более (полтора литра) __________________воды. 5) Если к 25367_____________________________ _____________________________________прибавить 46838___________________________________, то получится 72205_________________________________________. 6) В банк я вошёл с 45858 __________________________________________________________________рублями. 7) 24 (клещи)_________________________ я заказал цех на складе. 8) (Пять, пятеро)_______________ актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета. 9) Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 ___________________________________________________________ иллюстрациями. 10) Я вернулся домой с 672 рублями_____________________________________ __________________. 11) Печатать текст нужно с 2,5 ______________________________интервалом. 12) В олимпиаде по химии предложено участвовать 86 ________________________________уча­щимся. 13)Преподаватель насчитал в аудитории 21 ______________________ студента. 14) Поезд шел с 379 ____________________________________________пассажирами. 15) Длина реки равна 4705 ______________________________________________________километрам. 16)Зав­хоз приобрел 4________ ножниц, 3__________ вил, 5 ____________граблей. 17)В сумке было около 1,5 ______________ килограммов яблок.

Упражнение 42. Найдите и исправьте ошибки в выборе форм числительных.

1) Они вырастили и воспитали двоих сыновей и двоих доче­рей. 2) Обоих сестер не дождались к обеду. 3) У четверых пре­тенденток на медаль шансы примерно равны. 4) Насыпь со­оружали с помощью двоих бульдозеров. 5) Пятеро студентов мы отправили домой. 6) Серому волку не удалось съесть семь коз­лят. 7) На обеих берегах реки раскинулись леса. 8) Деревня находилась в полтора километра от станции. 9) До отпуска ос­тается около полтора месяцев. 10) Главная бухгалтерия обслу­живает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: