Виды педагогического опыта

Педагогический опыт (ПО) по уровню его сформированности можно разделить на три вида. Каждый вид имеет свои отличительные особенности (табл. 4).

Таблица 4

Отличительные особенности различных видов ПО

Виды ПО Отличительные особенности
Традиционный Деятельность соответствует известным образцам Удовлетворительные и хорошие стабильные результаты Стремление к реализации принципа соответствия дидактическим и методическим требованиям
Передовой Деятельность не только соответствует известным образцам, но и основывается на новейших научно-методических достижениях Хорошие и высокие стабильные результаты Стремление к реализации принципа новизны приемов, методов и средств обучения
Новаторский Деятельность имеет новые, не встречавшиеся ранее в практике элементы, выходит за рамки методических предписаний Высокие стабильные результаты Стремление к реализации принципа оптимальности деятельности педагога и учащихся, основанной на их взаимосодействии в достижении результата

Изучение передового педагогического опыта

В практике работы образовательных учреждений распространены изучение, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта. Осознанное формирование своего педагогического опыта и его ориентация в творческом направлении может способствовать разработке новых образовательных технологий, а значит, и выходу на уровень новаторского опыта. Основными этапами этого процесса являются:

- анализ своего педагогического опыта (ПО);

- изучение и анализ передового и новаторского ПО;

- формирование своего ПО на уровне передового или новаторского педагогического опыта.

Изучение педагогического опыта может быть направлено на решение следующих основных задач:

1) определение достоинств и недостатков ПО;

2) определение причин недостатков ПО;

3) поиск путей устранения этих недостатков;

4) формирование педагогических образцов (эталонов);

5) разработка критериев и показателей эффективности ПО;

6) выявление основных тенденций развития ПО;

7) поиск эффективных форм, методов, средств и способов практического внедрения ПО.

Решение этих задач может привести к рациональной и эффективной организации собственной деятельности, деятельности отдельных педагогов, педагогических коллективов и педагогических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: