Педагогический опыт (ПО) по уровню его сформированности можно разделить на три вида. Каждый вид имеет свои отличительные особенности (табл. 4).
Таблица 4
Отличительные особенности различных видов ПО
Виды ПО | Отличительные особенности |
Традиционный | Деятельность соответствует известным образцам Удовлетворительные и хорошие стабильные результаты Стремление к реализации принципа соответствия дидактическим и методическим требованиям |
Передовой | Деятельность не только соответствует известным образцам, но и основывается на новейших научно-методических достижениях Хорошие и высокие стабильные результаты Стремление к реализации принципа новизны приемов, методов и средств обучения |
Новаторский | Деятельность имеет новые, не встречавшиеся ранее в практике элементы, выходит за рамки методических предписаний Высокие стабильные результаты Стремление к реализации принципа оптимальности деятельности педагога и учащихся, основанной на их взаимосодействии в достижении результата |
Изучение передового педагогического опыта
|
|
В практике работы образовательных учреждений распространены изучение, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта. Осознанное формирование своего педагогического опыта и его ориентация в творческом направлении может способствовать разработке новых образовательных технологий, а значит, и выходу на уровень новаторского опыта. Основными этапами этого процесса являются:
- анализ своего педагогического опыта (ПО);
- изучение и анализ передового и новаторского ПО;
- формирование своего ПО на уровне передового или новаторского педагогического опыта.
Изучение педагогического опыта может быть направлено на решение следующих основных задач:
1) определение достоинств и недостатков ПО;
2) определение причин недостатков ПО;
3) поиск путей устранения этих недостатков;
4) формирование педагогических образцов (эталонов);
5) разработка критериев и показателей эффективности ПО;
6) выявление основных тенденций развития ПО;
7) поиск эффективных форм, методов, средств и способов практического внедрения ПО.
Решение этих задач может привести к рациональной и эффективной организации собственной деятельности, деятельности отдельных педагогов, педагогических коллективов и педагогических систем.