Организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
Концепция исследования может содержать следующие смысловые разделы (рис. 1.9):
- общее определение исследуемой проблемы;
- местоположение проблемы в СУ (подсистема, элемент, компонент);
- цель исследования;
- основная идея решения проблемы;
- общее определение методов исследования;
- укрупненная оценка потребности в ресурсах для проведения исследования (людские, временные, финансовые).
На основе концепции исследования разрабатывается программа (или план) исследования, в соответствии с которой определяют порядок выполнения, включающий три этапа исследования:
- сбор данных (экспериментальная проверка гипотез);
- классификация, анализ и интерпретация;
- выводы, обобщение, корректировка гипотезы или разработка новой гипотезы.
Программа исследования должна быть сбалансирована по срокам, исполнителям, используемым методам исследования и обработки исходных данных, средствам, а также увязана с другими исследовательскими планами и программами
|
|
Чаще всего на практике используются четыре метода проведения исследования – диагностика, анализ, прогнозирование и синтез, составляющие основу внутреннего аудита в рамках функционирования подсистемы саморазвития (рис. 3.6). Это методы внутрифирменного исследования (например, в рамках подсистемы саморазвития) и внешний аудит или консалтинговые исследования
Рис. 3.6. Наиболее часто используемые методы
проведения исследования и направления их применения
Виды и методы проведения исследования подробнее рассмотрим в следующей теме.
Организация и проведение исследования конкретной организации имеет свою внутреннюю логику и последовательность действий, которые проявляются в следующих основных этапах (рис. 3.7):
1) организационно-технический или предварительный,
2) методический,
3) исследовательский,
4) заключительный
Рис. 3.7. Логика и иерархия этапов организации и проведения ИСУ
Рассмотрим содержание основных этапов организации и проведения исследования.
Организационно-технический этап включает в себя подготовительные работы, направленные на разработку управленческих решений по проведению исследования:
- сбор предварительной информации по проблематике исследования;
- обоснование актуальности проблемы, определение места этой проблемы в эффективности функционирования организации, подлежащей исследованию;
- разработка проекта технического задания на проведение исследования (ТЗ);
- разработка проекта договора, сметы затрат, календарного графика работ при необходимости;
- предварительный подбор специалистов, необходимых для работы и уточнение условий работы, выдвигаемых участниками;
- согласование, утверждение ТЗ (является составной частью договора) и договора;
- разработка, согласование и утверждение приказа руководителя исследуемой организации о проведении исследования с определением сроков, участников и др. необходимых действий со стороны этой организации по обеспечению проведения этой работы.
Методический этап организации и проведения исследования включает в себя разработку, согласование и утверждение методики проведения исследования. Структуризация методики проведения исследования представлена на рис. 3.8
|
|
.
Рис. 3.8. Структуризация методики проведения исследования
Исследовательский этап организации и проведения исследования включает в себя собственно этап исследования конкретной системы управления на основе принятой методики исследования.
Заключительный этап организации и проведения исследования может содержать следующие этапы:
- представление руководству исследуемой организации[4][30] отчета или других итоговых материалов и доработка по полученным от него замечаниям в случае необходимости;
- разработка мер по внедрению результатов исследования, если это не являлось предметом договора или темы исследования.
В общем виде методика проведения исследования включает в себя четыре основных раздела:
1) теоретический;
2) методический;
3) экономический;
4) организационный.
Рассмотрим подробнее разделы методики исследования.
1. Теоретический раздел содержит формулировки понятийного аппарата конкретного исследования: цели, критерии оценки, задачи, объект, предмет исследования, гипотеза и концепция исследования и др.
2. Методический раздел представляет собой совокупность следующей информации:
- обоснование выбора метода(ов) проведения исследования;
- обоснование метода(ов) сбора, обработки данных об исследуемом объекте;
- определение требований к информационному обеспечению исследования;
- определение методов и порядка процедур, необходимых для проведения анализа полученных результатов, резервов и путей их использования;
- порядок оформления полученных в ходе анализа результатов;
- порядок разработки альтернативных вариантов (не менее трех вариантов) решений исследуемой проблемы, а также критерии и порядок обоснования выбора наилучшего варианта решения.
Информационное обеспечение исследования должно отвечать следующим известным требованиям:
- непротиворечивость информации;
- стыковка показателей между собой;
- единство методической основы получения информации и др.
3. Экономический раздел методики исследования содержит в себе методику расчета экономической эффективности предлагаемых в ходе исследования вариантов решений.
4. Организационный раздел методики исследования содержит в себе:
- план проведения исследования;
- порядок формирования исследовательского коллектива за счет внутренних и внешних специалистов, требования к его профессиональному составу и опыту работы специалистов, их распределение по этапам и видам исследований. В этом подразделе определяется организационная форма исследования. Среди исследователей могут потребоваться специалисты в следующих отраслях знаний:
- системный анализ;
- управление организацией, персоналом;
- технологии производства продукции (товаров, работ и услуг);
- информатика, автоматизация управленческого труда и документооборот;
- психология, социологические исследования и др.;
- определение потребности в технических и др. средствах оснащения процесса исследования;
- распределение финансовых ресурсов;
- способы и порядок оформления итогового отчета.
План проведения исследования в составе организационного раздела методики исследования разрабатывается на основе утвержденного договора и его составной части – ТЗ. План исследования должен содержать следующие основные части:
|
|
- объект или список объектов исследования, четкое определение контуров проблемы и концептуальных положений исследования;
- условия, внутренние и внешние ограничения, накладываемые особенностью исследуемой организации на проведение исследовательских работ;
- перечень работ, исполнителей, сроков, затрат;
- проект технологии (алгоритм) исследования (перечень методов исследования);
- проект обеспечения информационной безопасности исследования (защита от утечки нежелательной информации до утверждения результатов работы руководством исследуемой организации);
- перечень ожидаемых результатов;
- калькуляция общих затрат на исследование.
Методика проведения исследования, план проведения исследования являются плановыми, организационными и одновременно финансовыми документами, поэтому они должны быть утверждены руководством.
Сбор данных в ходе исследования может осуществляться по следующим направлениям:
- изучение результатов финансово-хозяйственной деятельности;
- изучение документированных и недокументированных сообщений (документов, правил ведения бизнеса, данных);
- собеседования со специалистами исследуемой организации;
- изучение опыта развития и управления родственных организаций.
Известны следующие формы проведения исследования СУ:
- привлечение консалтинговых организаций;
- индивидуальные и коллективные исследования по договору;
- исследования, проводимые собственными силами организации самостоятельно или с привлечением некоторых специалистов извне;
- исследования, проводимые специализированным подразделением организации в рамках подсистемы саморазвития, или внутрифирменный управленческий аудит.
Таким образом, планирование и организация процесса исследования – крайне важный цикл действий, и во многом эффективность исследования зависит от качественного их выполнения.
|
|
Всякое исследование должно быть обеспечено фактологически.
Ресурсы исследования – комплекс средств и возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов;