ВВедение. Патопсихология как раздел клинической психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Патопсихология как раздел клинической психологии………...…6

Раздел 1. История развития патопсихологии………………………………...9

1.1. Предпосылки развития патопсихологии…………………………...9

1.2. Характеристика деятельности отечественных психологов и

психиатров конца XIX — на­чала XX в…………………………...11

Раздел 2. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном

развитии ребенка…………………………………………………....16

2.1. Научные подходы к определению нормы психики……………….16

2.2. Особенности интерпретации нормы в отношении психической

деятельности ребенка……………………………………………….19

2.3. Психическое здоровье и ее переходные ступени к психическому

расстройству…………………………………………………………20

2.4. Внутренняя картина болезни (патологии)…………………………24

Раздел 3. Патопсихологическое исследование……………………………….27

3.1. Принципы построения патопсихологического исследования……27

3.2. Порядок проведения патопсихологического исследования……...29

3.3. Патопсихологическое заключение…………………………………30

3.4. Требования к исследователю, проводящему патопсихологический

эксперимент…………………………………………………………32

3.5. Методы патопсихологии…………………………………………....33

Раздел 4. Экспериментальные методики патопсихологии………………….39

4.1. Методики исследования нарушений памяти при психических

заболеваниях…………………………………………………………39

4.2. Методики исследования нарушений мышления при психических

заболеваниях………………………………………………………...42

4.3. Методики исследования нарушений эмоционально-волевой

сферы при психических заболеваниях…………………………….47

4.4. Метод пиктограмм и его использования в патопсихологии……..69

4.5. Методика «Классификация предметов» и ее использование в

патопсихологии…………………………………………………….71

Раздел 5. Патопсихология познавательной деятельности и личности…….73

5.1. Нарушения восприятия……………………………………………. 73

5.1.1. Психологическая феноменология и психологические механизмы

нарушения восприятия…………………………………………….. 73

5.1.2. Агнозии и псевдоагнозии при деменциях………………………….75

5.1.3. Нарушение смыслового восприятия………………………………..78

5.2. Нарушение памяти…………………………………………………...85

5.2.1. Психологические механизмы нарушения памяти…………………85

5.2.2. Нарушения непосредственной памяти………………………….... 86

5.2.3. Нарушения опосредованной памяти (парамнезии)………………..90

5.3. Нарушение мышления………………………………………………92

5.3.1. Нарушения операциональной стороны мышления………………..92

5.3.2. Нарушение динамики мыслительных процессов………………….93

5.3.3. Нарушение целенаправленности мышления………………………95

5.3.4. Нарушение мотивационного компонента мышления…………….97

5.3.5. Разноплановость мышления по Б.В. Зейгарник………………….101

5.3.6. Нарушение критичности мышления………………………………104

5.4. Нарушение внимания……………………………………………...106

5.4.1. Характеристика рассеянности, отвлекаемости, сужения объема

Внимания……………………………………………………………106

5.4.2. Характеристика апрозексии, парапрозексии……………………..108

5.5. Нарушения эмоциональной сферы личности…………………….109

5.5.1. Нарушение эмоций и чувств как фактор регуляции действий,

как коммуникации………………………………………………….109

5.5.2. Нарушение эмоционального состояния в структуре различных

патопсихологических симптомов………………………………….112

5.6. Нарушения мотивационно-волевой сферы личности……………..122

5.6.1. Нарушение иерархии построения мотивов………………………..122

5.6.2. Нарушения смыслообразующей и побудительной функции

мотивов………………………………………………………………124

5.6.3. Снижение целенаправленности, активности поведения………….128

5.6.4. Некритичность поведения…………………………………………..128

5.6.5. Нарушение самооценки……………………………………………..130

5.6.6. Формирование патологических потребностей и мотивов………..131

Раздел 6. Нарушение психических процессов и личности при

психических заболеваниях………………………………………..133

6.1. Шизофрения………………………………………………………..133

6.1.1. Нарушение познавательной деятельности при шизофрении…...133

6.1.2. Нарушение операционной стороны мышления при

шизофрении………………………………………………………..135

6.1.3. Нарушение мотивационного звена мышления при

шизофрении......................................................................................138

6.1.4. Патология личностно-эмоциональной сферы при

шизофрении………………………………………………………..138

6.2. Эпилепсия………………………………………………………….140

6.2.1. Нарушение познавательной деятельности у больных

эпилепсией………………………………………………………….140

6.2.2. Расстройства личности при эпилепции…………………………..142

6.2.3. Нарушение эмоционально-волевой сферы при эпилепсии……..145

6.3. Нарушение психической деятельности при органических

поражениях ЦНС разного генеза………………………………….146

6.3.1. Клиническая картина органических поражений ЦНС…………..146

6.3.2. Интеллектуально-личностное снижение при органических

поражениях ЦНС разного генеза и методы его

классификации……………………………………………………..149

6.4. Пограничные состояния…………………………………………...150

6.4.1. Психологический анализ хронического алкоголизма.

Амнестический (Корсаковский) синдром…………………………150

6.4.2. Понятие о неврозе, как пограничном состоянии…………………151

6.4.3. Психопатии………………………………………………………….160

6.4.4. Классификация психопатий………………………………………..164

Раздел 7. Патопсихологическое изучение детей и подростков…………...167

7.1. Возрастные закономерности психических заболеваний у детей

и подростков………………………………………………………. 167

7.2. Патопсихологическое изучение детей первого года жизни…… 172

7.3. Патопсихологическое изучение детей дошкольного возраста….175

7.4. Патопсихологическое изучение школьников, больных

шизофренией……………………………………………………….176

7.5.Патопсихологическое изучение школьников, больных

эпилепсией…………………………………………………………. 178

7.6. Патопсихологическое изучение школьников с травматическими

поражениями ЦНС…………………………………………………179

Раздел 8. Организация и содержание работы патопсихолога……………..181

8.1. Цели и принципы консультативно-коррекционной работы

патопсихолога……………………………………………………...181

8.2. Индивидуальная и групповая психологическая коррекция……..183

8.3. Виды коррекции детей при нарушениях психического

развития…………………………………………………………….185

ВВедение. Патопсихология как раздел клинической психологии

Современная патопсихология представляет собой раздел клинической (медицинской) психологии.

Объектом ее исследования являются различные нарушения психической деятельности и свойств личности при психических или соматических заболеваниях, а предметом — за­кономерности этих нарушений или закономерности распада психики в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, «закономерности искажения отражательной деятельности мозга». Иногда в качестве предмета исследования патопсихология выступает то, что в развитии болезни предшествует патопсихологическим образованиям.

Последнее определение видится несколько ограниченным, поскольку в реальной практике патопсихологу приходится иметь дело и с начальными эта­пами заболевания, и с уже достаточно оформившимися видами психических расстройств, благодаря которым субъект и попадает в поле зрения специалистов. С другой стороны, весьма часто цитируемое и в том числе приведенное выше «классическое» определение предмета патопсихологии через изучение «закономерностей распада», как представляется Александру Павловичу Бизюку, к сегодняшнему дню также становится узким, хотя бы в силу того, что не все феномены измененной психической деятельности могут быть адекватно описаны именно как продукт или следствие распада, либо как сам его процесс. Прежде всего это имеет отношение к детской патопсихологии с ее чрезвычайно широко встречающимся явлением задержанного развития и иными смежными формами дизонтогенеза, включая и патопсихическое развитие.

Патопсихология, рассматривается как теоретический раздел психиатрии, изучающий признаки психических заболеваний, их динамику в ходе течения болезни, сим­птоматические и синдромологические предпосылки постановки психиатрического диагноза и пользующийся для решения своих информационных задач психологической семиотикой.

Направленность патопсихология в конечном счете определяется потребностями клиники — решением диагностических задач. При этом сам диагноз в его классическом понимании остается исключительной прерогативой врача-специалиста.

Различия психопатологии и патопсихологии. Мысли, сближающие психо- и патопсихологию, можно найти и у известного немецкого психиатра Карла Ясперса (1883-1969).

Он писал: «Предметом исследования психопатологии служат действительные, осознанные события психической жизни. Хотя основная задача состоит в изучении патологических явлений, не­обходимо также знать, что и как человек переживает вообще; иначе говоря, нужно охватить психическую реальность во всем ее много­образии. Психология и психопатология также принадлежат друг другу и способствуют раз­витию друг друга. Между ними нет четкой границы, и многие общие проблемы исследуются психологами и психопатологами на равных правах» (Ясперс, 1997, с. 26).

Подводивший итоги дискуссии 1973-1977 гг. о соотношении предметов психопатоло­гии и патопсихологии Ю.Ф. Поляков (1977) подтвердил, что психопатология традиционно изучает эпифеномены болезни, а сущность должна выясняться благодаря привлечению нейрофизиологии и экспериментальной патопсихологии.

Рассуждая о соотношении психиатрического и психологического видения душевной болезни, Б.С. Братусь (1994) пишет, что клиническое видение (психиатра) должно опи­раться на тонкие приемы наблюдения, на формирующуюся в опыте постоянного общения с больными профессиональную интуицию, на выработанные и зафиксированные в психиатрических трудах представления о смене состояний, симптомах и синдромах болезни.

Основной единицей анализа выступает здесь целостный, представляемый в различных ню­ансах поведения образ больного и отнесение его к той или иной нозологической категории. Психолог же мыслит в категориях потребности, мотива, деятельности, отношения, смысла. Основным инструментом его диагностики является не клиническое наблюдение, а экспе­римент, то или иное тестовое испытание. Иначе говоря, психолог чаще судит о человеке не непосредственно, наблюдая его поведение, привычки и странности, а опосредствованно, орудийно, через данные экспериментов, опросников и тестов.

Таким образом, различия между психопатологией и патопсихологией лежат и в сфере используемых ими методов.

В то время как клинические (психопатологические) исследо­вания обнаруживают и систематизируют проявления нарушенных психических процессов, патопсихология вскрывает характер протекания и особенности структуры психических про­цессов, приводящих к наблюдаемым в клинике симптомам. Для психопатологии и психиа­трии типичен клинико-описательный метод (обычно анамнестический, изощренного клини­ческого наблюдения, беседы или те способы описания измененных психических процессов и личности, которые квалифицируются как качественные или идеографические), тогда как для патопсихологии ведущими оказываются психологические методы исследования и, в частности, экспериментально-психологические, обеспечивающие возможность измерять, количественно сравнивать и сопоставлять, то есть использовать тот инструмент, который превращает диагностическое искусство в науку.

Будучи интенсивно развивающейся ветвью клинической психологии, психопатология распространяет свои интересы в основном на контингент психиатрических клиник.

Спектр прикладных задач, которые решает патопсихология, сводится к следующим.:

1. Обеспечение дифференцирующих данных для уточнения в сложных случаях нозоло­гического диагноза.

2. Оценка структуры и степени нервно-психических расстройств, что играет самостоятель­ную роль в квалификации состояния больного и при установлении функционального диагноза.

3. Диагностика психического развития и выбор путей общеобразовательного и трудового обучения и переобучения в детских и подростковых учреждениях при решении задач оценки степени и структуры различных форм дизонтогенеза.

4. Исследования личности, социальной среды и социальных позиций больного в целях получения данных для функционального диагноза.

5. Оценка динамики нервно-психических нарушений и контроль эффективности психо- и фармакотерапии.

6. Использование экспериментально-психологических данных для принятия решения в многочисленных формах экспертиз (трудовой, воинской, судебной и т. п.).

7. Информационная поддержка психокоррекционной работы с больным, а также органи­зация психотерапевтической среды в медицинских учреждениях.

Помимо перечисленных задач, патопсихология обнаруживает свою полезность в охра­не психического здоровья населения, в оценке интенсивности и характера влияния неблагоприятных экзогенных, экологических и в том числе производственных факторов на
состояние отдельных психических процессов и личности в целом.

Б. В. Зейгарник использовала термин «патопсихология» в значении, которое ему придавал немецкий психиатр Гуго Мюнстерберг [1912] (1863-1916), предложивший рассматривать психические нарушения как ускорения или торможения нормальной психической деятельности без наличия дефекта. По мнению Г. Мюнстерберга, патопсихология может исследовать нарушения психики теми же методами и постулировать те же закономерности, что и в общей психологии. Поэтому в трактовке Б. В. Зейгарник патопсихология представлена как раздел (общей) психологии, который занимается исследованием закономерностей распада психической деятельности и свойств личности, прежде всего для решения общетеоретических вопросов психологи­ческой науки.

По мнению Л.М. Балабановой [1998], важной задачей патопсихологии является охрана психического здоровья в связи с изменением окружающей среды, урбанизацией, затрудне­нием общения людей, возникновением новых профессий, требующих большого психиче­ского напряжения. Она включает нахождение мер коррекции по восстановлению трудового и социального статуса, профилактику развития аномальных потребностей (алкоголь).

Патопсихологическое исследование имеет большое значение и при решении задач рас­познания и профилактики разных профессиональных заболеваний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: