Как исследовательский инструмент сортировка (классификация) предметов была разработана в 1920 году Куртом Гольдштейном для исследования больных с афатическими расстройствами. Позднее методика была модифицирована Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, Б.В. Зейгарник, причем изменения в основном сводились к замене предметов изображенных на карточках.
Методика предназначена для исследования уровня процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений, критичности. Она дает возможность анализа личностных реакций больных на свои достижения и неудачи.
Было выявлено, что на классификацию влияют: форма представления материала, степень знакомства с ним, содержание и специфика той области, к которой относится классифицируемый материал.
Стимульный материал методики представляет собой набор нескольких десятков карточек (в стандартном варианте – 70 цветных и черно-белых), которые могут быть расклассифицированы по категориям: овощи-фрукты, животные, насекомые, рыбы, люди, растения, посуда, мебель, транспорт, измерительные приборы и т.п. Характер изображений на карточках должен предусматривать возможность различных ступеней обобщения. С целью избегания артефактов и обеспечения сравнительного анализа С.Я. Рубинштейн настаивает на использовании комплекта изображений, разработанных в Институте психиатрии МЗ РСФРС. Однако стилистика изображений из этого набора, типична для периода полувековой давности и годится только для работы со взрослыми людьми, для современных детей, погруженных в другую среду необходимы «осовремененный» стимульный материал.
Особую ценность по работе с данной методикой представляют доводы испытуемых и исправления, которые они вносят по просьбе экспериментатора.
В процессе исследования могут быть обнаружены такие особенности мыслительной деятельности:
· слабая критичность к своим действиям и решениям,
· низкий уровень обобщающих операций,
· склонность к конкретному или ситуативному мышлению, элементы его разноплановости,
· опора на несущественные признаки,
· соскальзывание на яркие, чувственные, необычные признаки,
· склонность к излишней детализации,
· инертность мышления,
· непоследовательность суждений при раскладывании изображений,
· при объяснении причин объединения предметов в одну группу, особенности при подборе обобщающего слова,
· контраст между способностью собрать группу и неумением ее обозначить.
Классификация понятий. Вербальная версия методики классификаций. Испытуемый имеет дела с представленными на карточках конкретными словами-понятиями, которые ему также предстоит систематизировать по группам. Здесь отсутствует влияние рисунка, заранее предусматривается, что испытуемый понимает смысл слов, имеет достаточные знания об окружающих его предметах и явлениях. Стратегия классификации понятий или образов своими предпосылками уходят доминантность левой или правой гемисферы.
Следует иметь в виду, что в случае предъявления рисунков предметов классификации происходила иначе, чем с реальными предметами и, тем более, их названиями.
В.М. Блейхер И И.В. Крук пишут, что особенности шизофренического мышления легче выступают при предметной классификации, она оказывается более трудной по сравнению со словесной и для больных со сниженным уровнем процессов обобщения и отвлечения, так как содержит больше элементов (детали рисунка), провоцирующих несущественные, конкретные ассоциации.
При эпилепсии наблюдается склонность к детализации; больные выделяют побочные группы: одежда детская и взрослая, мебель светлая и темная и т.д. Образование одноименных групп, ничем не отличающихся друг от друга свидетельствует о сужении объема внимания, забывчивости больных и характерно для органических поражений головного мозга.
Методика «Классификации предметов» пригодна для детей начиная с девятилетнего возраста, «Классификация понятий» в основном ориентирована на более старший возраст.